вторник, 26 февраля 2019 г.


КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ «ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МИР ЛИТЕРАТУРЫ»

Цели:
1. Создать условия для ознакомления учащихся со спецификой нового учебного предмета, его целями и задачами.
2. Формировать умение работать с учебником и читательским дневником.
3. Заинтересовать новым учебным предметом.
Книга – великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться.
А.Блок

Стадия вызова:
Не наяву и не во сне,
Без страха и без робости,
Мы снова ходим по стране,
Которой нет на глобусе.
На карту не нанесена,
Но знаем ты и я,
Что есть она, что есть страна
ЛИТЕРАТУРИЯ!

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы его назовем первым, вводным, т. е. самый первый урок по новому для вас предмету — литературе. Почему же он называется вводным? (звучат предположения детей, которые можно записывать на доске: самый первый, урок-знакомство, вводит в мир новых знаний и т.д….)
·         Чем же мы будем заниматься на нашем первом уроке?
·         А на остальных уроках литературы?

Спасибо за интересные и умные ответы, и за веселые ответы тоже. А сейчас предлагаю вам немного поиграть.

Игра «Верите ли вы, что…» (ответы «да» (хлопнуть в ладони) или «нет» (топнуть ногами)
1.      …кабинет литературы отличается от других учебных помещений?
2.      …учебник литературы отличается от других учебников?
3.      … читающий и понимающий литературу человек - интересный?
4.      … предмет литература не нужен для сдачи экзаменов?
5.      … литература помогает в жизни?
6.      … важно и полезно дружить с книгой?

·         Как вы понимаете эпиграф к нашему уроку? Посмотрите на портрет этого замечательного русского поэта, с произведениями которого мы еще познакомимся на наших уроках.


Стадия осмысления:
1.      Беседа о прочитанном летом.
На слайдах появляются иллюстрации к произведениям: «Сказка о золотом петушке» А.С.Пушкина, «Тимур и его команда» А.Гайдара, «Снежная королева» Г.Х.Андерсена, «Робинзон Крузо» Д.Дефо и др. - 5-7 иллюстраций.
Задание: 1) узнать произведение и автора, 2) сжатый пересказ эпизода произведения, изображенного на картинке.
·         Какие еще произведения были вами прочитаны?
·         Какие из них вы порекомендовали бы своим друзьям? Почему?

2.      Знакомство с Читательским дневником.
Первую запись в Читательском дневнике ребятам предстоит выполнить на одном из библиотечных уроков, посвященном ведению Читательского дневника. На вводном уроке целесообразно мотивировать ребят на эту работу и показать Читательские дневники шестиклассников. Тогда они с нетерпением будут ждать первый библиотечный урок.
·         Ребята, а кто из вас с удовольствием посещает библиотеку?
·         Книги какой тематики вы чаще всего выбираете там?
·         О самых интересных и полезных книгах, прочитанных вами самостоятельно, вы сможете написать в Читательском дневнике. А те, кто любит рисовать, смогут изобразить в них своих любимых героев. (показ Читательских дневников шестиклассников)

Физкультминутка (под минусовку «В гостях у сказки»)
Прыгните 5 раз на правой ноге те, кто любит сказки.
Хлопните 5 раз над головой те, кто любит читать фантастические рассказы.
Поверните голову вправо-влево 4 раза те, кто знает сказку «Аленький цветочек».
Прыгните 5 раз на левой ноге те, кто знает стихотворение о природе.
Покажите, как взлетали гуси-лебеди.
Покажите, как тянулась за яблочком сестрица Аленушка.

      
3.      Знакомство с учебником-хрестоматией «Литература 5 класс» (автор В. Я. Коровина и др.) (два варианта знакомства с учебником – учитель может использовать любой: традиционный или игровой)

Вариант 1
·         Кто авторы учебника?
·         Какие художники оформляли книгу?
·         Какие разделы есть в учебнике?
·         Для какой цели помещен краткий словарь литературоведческих терминов?
·         Какую роль играют сноски?
·         Для чего предназначены статьи, помещенные после изучаемых произведений?
·         Какова роль вопросов и заданий? Чему они помогают?
·         Что такое форзац и как он связан с содержанием книги?
Вариант 2
(Если класс творческий, активный – это выясняется на первых этапах урока – можно предложить им выступить с рекламой учебника литературы – индивидуально или в составе группы, но для рекламы надо внимательно рассмотреть учебник и подумать, что следует о нем сказать и в какой форме)

 Чтение вступительной статьи вслух. Подчеркиваем незнакомые слова!
·         Кто может объяснить, что обозначают данные слова?
·         Давайте посмотрим, какое толкование дается им в словаре Ожегова (на слайде, карточках или прочитать вслух).

Словарная работа
Нравственность – внутренние духовные качества человека (милосердие, сострадание, доброта, справедливость, честность и т.д.), правила поведения.
Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных интересов над материальными.
Подвижник – человек, героически принявший на себя тяжелый труд или лишения ради достижения высокой цели.
Реальные – действительно существующий, не воображаемый.
Критик – человек, занимающийся критикой: обсуждением, разбором чего-нибудь с целью оценить, выявить недостатки.
(по Толковому словарю русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой)
·         Что хотели нам сказать авторы учебника в статье?
·         Так ли просто стать настоящим читателем?

4.      Литературоведение:
·         Существуют ли специальные слова в литературе? Можете ли вы их назвать?
Задание: Внимательно прочитайте литературоведческие термины и подчеркните те из них, которые вам знакомы и вы могли бы их объяснить.
(Термины могут быть показаны на слайде и распечатаны для каждого ребенка на цветном принтере)
hello_html_3c9dd649.png

·         Какие молодцы! Вы пришли в мир художественной литературы не с пустыми руками.

Стадия рефлексии:
Литература – это…. (записать 4-5 определений-ассоциаций)

Заключительное слово учителя:
Литература в жизни человека играет большую роль, это известно человеку с давних времен. Вдумчивое чтение книги – это всегда творчество или сотворчество. Научиться понимать книги, научиться мыслить, думать нам помогут уроки литературы.
Спасибо за работу на уроке, было очень приятно с вами сотрудничать.

Домашнее задание: подобрать пословицы о книгах, записать их в тетрадь или придумать рассказ по одной из них

Список литературы:

1.      Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класс учебник для общеобразовательных учреждений, в 2-х частях. М.: Просвещение, 2013.
2.      Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 2001.
3.      Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. С.-Петербург: КАРО, 2013.

Комментариев нет:

Отправить комментарий