КОНСПЕКТ УРОКА
ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ «ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МИР ЛИТЕРАТУРЫ»
Цели:
1. Создать условия для ознакомления
учащихся со спецификой нового учебного предмета, его целями и задачами.
2. Формировать умение работать с учебником
и читательским дневником.
3. Заинтересовать новым учебным предметом.
Книга – великая
вещь, пока человек умеет ею пользоваться.
А.Блок
Стадия вызова:
Не наяву и не во сне,
Без страха и без робости,
Мы снова ходим по стране,
Которой нет на глобусе.
На карту не нанесена,
Но знаем ты и я,
Что есть она, что есть страна
ЛИТЕРАТУРИЯ!
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас
необычный урок. Мы его назовем первым, вводным, т. е. самый первый
урок по новому для вас предмету — литературе. Почему же он называется
вводным? (звучат предположения детей, которые можно записывать на
доске: самый первый, урок-знакомство, вводит в мир новых знаний и т.д….)
·
Чем
же мы будем заниматься на нашем первом уроке?
·
А на
остальных уроках литературы?
Спасибо за интересные и умные ответы, и за
веселые ответы тоже. А сейчас предлагаю вам немного поиграть.
Игра «Верите ли вы, что…» (ответы «да» (хлопнуть в ладони) или «нет»
(топнуть ногами)
1. …кабинет литературы отличается от других
учебных помещений?
2. …учебник литературы отличается от других
учебников?
3. … читающий и понимающий литературу
человек - интересный?
4. … предмет литература не нужен для
сдачи экзаменов?
5. … литература помогает в жизни?
6. … важно и полезно дружить с книгой?
·
Как
вы понимаете эпиграф к нашему уроку? Посмотрите на портрет этого замечательного
русского поэта, с произведениями которого мы еще познакомимся на наших уроках.
Стадия осмысления:
1. Беседа о прочитанном летом.
На слайдах появляются иллюстрации к
произведениям: «Сказка о золотом петушке» А.С.Пушкина, «Тимур и его команда»
А.Гайдара, «Снежная королева» Г.Х.Андерсена, «Робинзон Крузо» Д.Дефо и др. -
5-7 иллюстраций.
Задание: 1) узнать произведение и автора, 2) сжатый
пересказ эпизода произведения, изображенного на картинке.
·
Какие
еще произведения были вами прочитаны?
·
Какие
из них вы порекомендовали бы своим друзьям? Почему?
2. Знакомство с Читательским дневником.
Первую запись в Читательском дневнике
ребятам предстоит выполнить на одном из библиотечных уроков, посвященном
ведению Читательского дневника. На вводном уроке целесообразно мотивировать
ребят на эту работу и показать Читательские дневники шестиклассников. Тогда они
с нетерпением будут ждать первый библиотечный урок.
·
Ребята,
а кто из вас с удовольствием посещает библиотеку?
·
Книги
какой тематики вы чаще всего выбираете там?
·
О
самых интересных и полезных книгах, прочитанных вами самостоятельно, вы сможете
написать в Читательском дневнике. А те, кто любит рисовать, смогут изобразить в
них своих любимых героев. (показ Читательских дневников
шестиклассников)
Физкультминутка
(под минусовку «В гостях у сказки»)
Прыгните 5 раз на правой ноге те, кто
любит сказки.
Хлопните 5 раз над головой те, кто любит
читать фантастические рассказы.
Поверните голову вправо-влево 4 раза те,
кто знает сказку «Аленький цветочек».
Прыгните 5 раз на левой ноге те, кто знает
стихотворение о природе.
Покажите, как взлетали гуси-лебеди.
Покажите, как тянулась за яблочком
сестрица Аленушка.
3. Знакомство с учебником-хрестоматией «Литература 5 класс» (автор
В. Я. Коровина и др.) (два варианта знакомства с учебником – учитель
может использовать любой: традиционный или игровой)
Вариант 1
·
Кто
авторы учебника?
·
Какие
художники оформляли книгу?
·
Какие
разделы есть в учебнике?
·
Для
какой цели помещен краткий словарь литературоведческих терминов?
·
Какую
роль играют сноски?
·
Для чего
предназначены статьи, помещенные после изучаемых произведений?
·
Какова
роль вопросов и заданий? Чему они помогают?
·
Что
такое форзац и как он связан с содержанием книги?
Вариант 2
(Если класс творческий, активный – это
выясняется на первых этапах урока – можно предложить им выступить с рекламой
учебника литературы – индивидуально или в составе группы, но для рекламы надо
внимательно рассмотреть учебник и подумать, что следует о нем сказать и в какой
форме)
Чтение вступительной статьи вслух. Подчеркиваем незнакомые слова!
·
Кто
может объяснить, что обозначают данные слова?
·
Давайте
посмотрим, какое толкование дается им в словаре Ожегова (на слайде,
карточках или прочитать вслух).
Словарная
работа
Нравственность – внутренние духовные качества человека (милосердие,
сострадание, доброта, справедливость, честность и т.д.), правила поведения.
Духовность – свойство души, состоящее в преобладании
духовных, нравственных интересов над материальными.
Подвижник – человек, героически принявший на себя
тяжелый труд или лишения ради достижения высокой цели.
Реальные – действительно существующий, не
воображаемый.
Критик – человек, занимающийся критикой:
обсуждением, разбором чего-нибудь с целью оценить, выявить недостатки.
(по Толковому
словарю русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой)
·
Что
хотели нам сказать авторы учебника в статье?
·
Так
ли просто стать настоящим читателем?
4. Литературоведение:
·
Существуют
ли специальные слова в литературе? Можете ли вы их назвать?
Задание: Внимательно прочитайте литературоведческие
термины и подчеркните те из них, которые вам знакомы и вы могли бы их
объяснить.
(Термины могут быть показаны на слайде и
распечатаны для каждого ребенка на цветном принтере)

·
Какие
молодцы! Вы пришли в мир художественной литературы не с пустыми руками.
Стадия рефлексии:
Литература – это…. (записать 4-5
определений-ассоциаций)
Заключительное слово учителя:
Литература в жизни человека играет большую
роль, это известно человеку с давних времен. Вдумчивое чтение книги – это
всегда творчество или сотворчество. Научиться понимать книги, научиться
мыслить, думать нам помогут уроки литературы.
Спасибо за работу на уроке, было очень
приятно с вами сотрудничать.
Домашнее задание: подобрать пословицы о книгах,
записать их в тетрадь или придумать рассказ по одной из них
Список литературы:
1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.
Литература 5 класс учебник для общеобразовательных учреждений, в 2-х частях.
М.: Просвещение, 2013.
2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь
русского языка. М.: Азбуковник, 2001.
3. Муштавинская И.В. Технология развития
критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. С.-Петербург:
КАРО, 2013.
Комментариев нет:
Отправить комментарий