среда, 13 февраля 2019 г.

Вопросы для коллоквиумов, собеседования

Коллоквиум I. Развитие методики преподавания литературы в русской школе (от Древней Руси до начала ХХ века). Коллоквиум поводится в формате «Круглого стола».
Вопросы для обсуждения:
Блок №1
1. Словесные науки в школах Древней Руси.
2. Дидактические и методические идеи М. В. Ломоносова. Анализ работы «Краткое руководство к красноречию». Проект регламента московских гимназий, составленный М.В. Ломоносовым.
3. Преподавание словесности во второй половине ХVIII в.
4. Н.И. Новиков о методике преподавания литературы. Анализ работы «О эстетическом воспитании». 5. Преподавание словесности в первой трети XIX в.
 6. Педагогическая деятельность А. Ф. Мерзлякова. Анализ работ «Краткое начертание теории изящной словесности», «О вернейшем способе разбирать и судить сочинения, особливо стихотворные, по их существенным достоинствам».
7. Первые учебники по русской литературе.
Блок №2 1.
Дидактические и методические идеи Ф. И. Буслаева. Анализ работы «О преподавании отечественного языка».
2. Методические идеи А. Д. Галахова. Анализ работ «Предисловие к «Полной русской хрестоматии», «О программах преподавания русского языка с церковнославянским и словесности в гимназиях».
3. Пыпин А. Н. О преподавании словесности в гимназии.
4. Методические искания в 60-80-е годы XIX в.
5. Методические идеи В. И. Водовозова. Анализ работ «Существует ли теория словесности и при каких условиях возможно ее существование?», «О воспитательном значении русской литературы».
 6. Методические идеи В. Я. Стоюнина. Анализ работы «О преподавании русской литературы». 
7. Методические идеи В. П. Острогорского. Анализ работы «Беседы о преподавании словесности».
Блок №3 1.
 Методические идеи В. П. Шереметевского. Анализ работы «Слово в защиту живого слова».
2. Методические идеи А. И. Незеленова. Анализ работ «О преподавании русской словесности», «Предисловие к «Истории русской словесности».
3. Методические идеи Л. И. Поливанова. Анализ работ «О хрестоматии как руководстве при учении отечественному языку в средних классах учебных заведений», «О хрестоматии как руководстве при учении отечественному языку в старших классах учебных заведений».
4. Методические идеи Ц. П. Балталона. Анализ работы «Воспитательное чтение».
5. Назовите виды упражнений, рекомендованных дореволюционными методистами, которые не используются в современной школе.
6. Покажите на конкретных примерах ход логико-стилистического изучения литературного произведения, практиковавшегося в отечественной школе конца XIX – начала ХХ вв.
7. Какова эволюция способов освоения литературного произведения в дореволюционной школе?
Вопросы для коллоквиума:
1.      Проанализируйте одну из современных школьных программ по литературе.
2.      Перечислите  и кратко охарактеризуйте этапы литературного образования школьников.
3.      Охарактеризуйте особенности читательского восприятия школьников на каждом этапе литературного образования.
4.      Приведите примеры включения в урок теоретико-литературных понятий.
5.      Назовите принципы отбора материала для урока по изучению биографии и творческой индивидуальности писателя.
6.      Перечислите особенности организации урока-лекции на уроке литературы в старших классах.
7.      Обоснуйте принципы проведения урока-беседы. Каковы критерии оценки работы учащегося на уроке-беседе?
8.      Перечислите приемы анализа литературного произведения в школе.
9.      Как родовая специфика литературного произведения влияет на отбор приемов анализа художественного текста?
10.  Перечислите классификации методов обучения литературе и охарактеризуйте одну из них.
11.  Назовите цели и направления внеклассной работы по литературе а) в средних классах; б) в старших классах.
12.  Перечислите виды творческих работ по литературе а) в средних классах; б) в старших классах.

КОЛЛОКВИУМ 2
Хочу поделиться своим опытом проведения коллоквиума на примере некоторых вопросов из занятия по М.Зощенко. Вопросы затрагивают биографию писателя, его программный рассказ «Аристократка».
1.Как звали героя?
2. Почему рассказ называется «Аристократка»
3.М. Зощенко был не только писателем, но и известным…
4.Назовите кинофильмы по произведениям писателя…
5.В каком жанре был написано произведение  «Аристократка» ?
6. Какое событие встревожило героя в театре?
7.  Как раскрывается героиня  на фоне этого события?
8. Почему  Григорий Иванович выделен автором среди других героев произведения?
9. Что объединяет Григория  Ивановича  из рассказа «Аристократка» и Мякишева из рассказа «Монтер»?
10.Кто такой тенор?
11.Что является главным средством характеристики героев?
12.Русская пословица о слове, связанная с птицей? (Слово не воробей – вылетит, не поймаешь)
Учебные ситуация: Пошаговый анализ комедии «Горе от ума» А.Грибоедова

Зачем в комедии нужны такие герои как Репетилов, Тугоуховские? Какую функцию они выполняют кроме комического эффекта?
-  Вспомните, Чацкий тоже падает, едва появившись на сцене, перед Софьей. Однако, падение Чацкого к ногам возлюбленной («Чуть свет – уж на ногах! и я у ваших ног») – романтический жест, традиционно призванный возвысить героя, а в случае с Репетиловым это грубо-комический эффект. Репетилов сам по себе – пародийная фигура (на это указывает и его фамилия), и прежде всего это пародия на Чацкого. Что такое пародия? Обучаемые находят примеры пародийных сцен в комедии и записывают в тетради:
Пародийные сцены в комедии: Защита выполненной работы
Лиза:
Мне-с ваша тетушка на ум теперь пришла,
Как молодой француз сбежал у ней из дому,
Голубушка! Хотела схоронить
Свою досаду, не сумела:
Забыла волосы чернить
И через три дни поседела.
В конце пьесы по разным причинам и Молчалин, и Чацкий вынуждены тоже «бежать» из дома Фамусова, а Софья остается, несомненно, «в досаде».
Учащиеся находят в пьесе  пародийные сцены.
Чацкий:
А тетушка?
Всё девушкой, Минервой?
Всё фрейлиной
Екатерины  Первой?
Намек на Софью – девушку довольно умную и с претензиями (Минерва – богиня мудрости, «София» – в переводе с греческого означает «мудрость»), которая в то же время отягощена наследием воспитавшего её «века минувшего».
Разговор графини бабушки с князем Тугоуховским
(д.3, я.20)
Мотив глухоты является сквозным в пьесе, он связан с основным конфликтом.
Лиза: «Вы глухи, Алексей Степаноч!..// И слышат, не хотят понять»
2.Чацкий: «И слушаю, не понимаю».
Развивающий вопрос: Как вы думаете, зачем автору нужны эти пародийные сцены в комедии?
Критерии оценки:- оценка «отлично» выставляется студенту, если работа выполнена верно в объеме 100-90% и аккуратно оформлена;
- оценка «хорошо» выставляется студенту, если работа выполнена без ошибок в объеме 90-75% , аккуратно оформлена, немногочисленные исправления не препятствуют пониманию написанного;
- оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если дано 75-50% правильных ответов, исправления не препятствуют пониманию написанного;
- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если дано менее 50% правильных ответов, не соблюдены требования к оформлению;
- оценка «зачтено» выставляется студенту, если за выполнение контрольной работы он получил «отлично», «хорошо» или «удовлетворительно»;
- оценка «не зачтено» выставляется студенту, если его работа оценивается на «неудовлетворительно».
Перечень дискуссионных тем для круглого стола
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)

Круглый стол, дискуссия, полемика,  диспут, дебаты  Оценочные средства, позволяющие включить обучающихся  в  процесс  обсуждения  спорного  вопроса,  проблемы  и  оценить  их  умение аргументировать  собственную  точку  зрения.
Задание 1.
Это упражнение поможет учащимся научиться грамотно и с пользой разрешать конфликтные ситуации; понять, что всегда существует несколько вариантов поведения в  конфликтных ситуациях. Возьмите «Чашу чувств» и кажите следующее: «То, что у нас накопились вопросы по  поводу взаимоотношений – хорошо, хотя бы потому, что вы о них не постеснялись  написать. Не побоялись неодобрения, а приняли решение разобраться в ситуации.  Конфликты – это часть нашей жизни. Предлагаю вам подумать о том, как мы ведем себя в  конфликте. Состязаемся, соревнуемся? Проигрываем? Какие чувства вызывает у нас  соперник? Непреднамеренные конфликты приводят к обидам, потере дружбы, к  вспышкам гнева, отчуждению. Поэтому важно знать, как вести себя в конфликтных  ситуациях. Сегодня мы будем учиться разрешать конфликты.  Для начала давайте попробуем вместе подумать о том, как лучше всего поступать в  определенной ситуации, чтобы уладить конфликт. Я буду называть ситуацию, а вы –  обсуждать ее по следующим правилам».
Правила обсуждения
  Рассказывайте о любых идеях, приходящих в голову. 
  Не осуждайте чужие идеи. 
  Выдвигая свои идеи, используйте уже высказанные. 
  Предлагайте как можно больше идей. 
Из следующего списка ситуаций выберите одну и предложите участникам обдумать все возможные варианты ее решения.
Записывайте ответы студентов на доске, и после проигрывания ситуаций обсудите варианты, выбрав среди них; приемлемые.
  Кто-то дразнит или обзывает тебя. 
  Учитель несправедливо обвиняет тебя в списывании во время контрольной. 
  Родители на неделю запретили тебе ходить гулять с друзьями за драку с младшим братом. 
  Во время уроков одноклассник, сидящий за тобой, постоянно колет тебя в спину ручкой или бросает в тебя ластик. 
После того как студенты предложат все возможные варианты решения проблемы,  обсудите, какие из них были бы наиболее эффективными. Подчеркните два лучших.
Дискуссия на тему занятия
Обсудите следующие вопросы:
  В чем причины конфликтов? 
  Как можно предотвратить конфликт? 
  Что чувствуют в ситуации конфликта обиженный и обидчик? 
  Какое поведение помогает с достоинством выйти из конфликта или не допустить  его разгорания? 
Пусть студенты по ролям разыграют конфликтные ситуации из «Чаши чувств», придумав для них благополучный исход.
Задание 2. Тема для обсуждения в аудитории – «Смертная казнь за и против» Желающие высказаться выходят и рассуждают на эту тему, отстаивая свою точку зрения. Напишите текст своего выступления на заданную тему.
1. Практика. Она способствует приобретению привычки находиться в центре внимания.
2.Предварительная подготовка, т.е. доскональное знание темы, наличие плана выступления, подсказок
4. Верить в то, что выглядишь и говоришь хорошо.
5. Работа с зеркалом, магнитофоном. Сбор мнений и замечаний слушателей.
6. Делать то, что страшно (принцип работы с тяжелыми весами - метод японских менеджеров) Пример - рассказать свою биографию в метро. Спеть песню в публичном месте.
7. Самовнушение (для создания нужного настроения) Представить, что слушатели Ваши друзья. Представить, что слушатели - Ваши ученики или подчиненные, которые не выполняют Ваши приказы. Самовнушением надо заниматься непосредственно перед выступлением.
Надевать «маску» уверенности. Внешняя уверенность способствует проявлению внутренней уверенности.
Влияние музыки на человека
Искусство способно затронуть самые тонкие струны души человека. Музыка же лучше всего передает настроение и заставляет нас испытывать самые  сильные эмоции. Рассуждая о влиянии музыки на чувства человека, невозможно не вспомнить повесть Куприна «Гранатовый браслет». Эта  трагичная история о безответной любви, которая в итоге приводит к смерти  главного героя – Желткова. Он всю жизнь любил Веру Николаевну, однако  она не замечала этого, не могла испытывать столь же глубокие чувства. Она  узнает о том, что герой завещал послушать после своей смерти сонату  Бетховена. Вера, под влиянием музыки, осознает, как сильно любил ее  герой, соната помогает передать все чувства и переживания. Именно музыка  помогла Вере изменить свое отношение к поклоннику и осознать, что мимо  неё прошла настоящая любовь. Слезы, вызванные музыкой, выражали ее  неудовлетворенность жизнью, а также боль о потере человека, в гибели  которого была частицы ее вины.
В чем разница между истинным и ложным  искусством? А. СПушкин «Моцарт и Сальери»
 Истинный и мнимый  талант. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Отношение к своему таланту, реализация. Н.В.Гоголь «Портрет» Отношение к искусству как характеристика человека . 
Роль искусства в жизни человека. 
 Практическое упражнение №3
Это упражнение поможет учащимся научиться грамотно и с пользой разрешать  конфликтные ситуации; понять, что всегда существует несколько вариантов поведения в конфликтных ситуациях. Возьмите «Чашу чувств» и кажите следующее: «То, что у нас накопились вопросы по  поводу взаимоотношений – хорошо, хотя бы потому, что вы о них не постеснялись написать. Не побоялись неодобрения, а приняли решение разобраться в ситуации.  Конфликты – это часть нашей жизни. Предлагаю вам подумать о том, как мы ведем себя в  конфликте. Состязаемся, соревнуемся? Проигрываем? Какие чувства вызывает у нас  соперник? Непреднамеренные конфликты приводят к обидам, потере дружбы, к  вспышкам гнева, отчуждению. Поэтому важно знать, как вести себя в конфликтных  ситуациях. Сегодня мы будем учиться разрешать конфликты.  Для начала давайте попробуем вместе подумать о том, как лучше всего поступать в  определенной ситуации, чтобы уладить конфликт. Я буду называть ситуацию, а вы –  обсуждать ее по следующим правилам».
Правила обсуждения
  Рассказывайте о любых идеях, приходящих в голову. 
  Не осуждайте чужие идеи. 
  Выдвигая свои идеи, используйте уже высказанные. 
  Предлагайте как можно больше идей. 
Из следующего списка ситуаций выберите одну и предложите участникам обдумать все  возможные варианты ее решения.
Записывайте ответы студентов на доске, и после проигрывания ситуаций обсудите варианты, выбрав среди них; приемлемые.
  Кто-то дразнит или обзывает тебя. 
  Учитель несправедливо обвиняет тебя в списывании во время контрольной. 
  Родители на неделю запретили тебе ходить гулять с друзьями за драку с младшим братом. 
  Во время уроков одноклассник, сидящий за тобой, постоянно колет тебя в спину ручкой или бросает в тебя ластик. 
После того как студенты предложат все возможные варианты решения проблемы, обсудите, какие из них были бы наиболее эффективными. Подчеркните два лучших. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий