воскресенье, 17 февраля 2019 г.

Методические рекомендации содержат вопросы и задания для самостоятельной подготовки студентов-филологов к практическим занятиям по методике преподавания литературы. Предлагаемые темы охватывают основные разделы программы, снабжаются списками литературы по теории и практике преподавания. В списках литературы нашел отражение опыт работы учителей-словесников. Большое внимание уделяется рекомендациям, которые помогут студентам овладеть методическими приемами и формами обучения. Кроме того, методические рекомендации окажут помощь в подготовке к зачету и экзамену, в написании контрольных и курсовых работ. В методические рекомендации включены следующие темы практических занятий: 1. Анализ программ по литературе для средней школы. 2. Учебники по литературе для средних и старших классов. 3. Художественный пересказ литературного произведения. 4. Устное словесное рисование. 5-6. Составление инсценирования и киносценария. 7. Работа с художественной иллюстрацией. 8-9. Выразительное чтение на уроках литературы. 10-11. Изучение лирики. Практическое занятие № 1 Анализ программы по литературе для средней школы ВОПРОСЫ 1. Каковы представления современной науки о цели, задачах, содержании и структуре литературного образования в школе? 2. Особенности содержания и построения программ по литературе для средних и старших классов. 3. Охарактеризуйте проблемы, связанные с содержанием школьных программ по литературе. 4. Зачем необходим государственный образовательный стандарт по литературе для основной и полной школы? ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 1. Проанализируйте программы по литературе для средней школы (по указанию преподавателя). План анализа программы по литературе 1. Название программы, ее авторы. 2. Назначение программы. 4 3. Объяснительная записка к программе: как в ней определены цель и задачи изучения литературы, специфика школьного курса литературы, особенности данной программы? 4. Основные разделы программы. Принципы построения программы. 5. Содержание и структура программы для средних и старших классов. 5.1. Как представлена русская классическая литература, устное народное творчество, современная литература? Каковы принципы отбора произведений для изучения? Как учитываются возрастные особенности школьников в отборе произведений? 5.2. Какие произведения рекомендуются для самостоятельного (внеклассного) чтения? 5.3. Какой материал по теории литературы предусмотрен программой? 5.4. Как предусматривается программой использование других видов искусств? 5.5. Каково содержание и назначение других разделов программ? 5.6. Какие имеются указания на методические средства реализации программы? 6. Выводы об особенностях содержания и структуры данной программы. 2. Сопоставьте программы по литературе разных авторов: - Каковы их цели и назначение? - В чем их сходство и отличие в отборе произведений для изучения, в принципах построения, в структуре? 3. Сделайте обзор содержания и структуры следующих документов: • Обязательный минимум содержания основного общего образования по литературе. • Примерная программа по литературе для основной общеобразовательной школы (5-9 классы). • Обязательный минимум содержания образовательных программ по литературе (10-11 классы общеобразовательных учреждений). • Примерная программа по литературе среднего (полного) общего образования (10-11 классы). 4. Подготовьте доклад на тему «Дискуссии о школьных программах по литературе», используя следующую литературу: 1. Аркин И.И. Что впереди? Заметки на полях новых программ // ЛШ. 1992. №3-4. 2. Полякова Л. Не все так просто…// Там же. 3. Бабурова Т.И. Пятый и другие классы в свете новой программы. Размышления по поводу…// ЛШ. 1992. № 2. 4. Мадер Р.Д. «Служенье муз не терпит суеты…» (отклик на статью И. Аркина «Литературу ли мы преподаем») // ЛШ. 1992. №5-6. 5. Курдюмова Т.Ф. Урок литературы в пятом классе (литературное образование и новые учебники) // ЛШ. 1992. №2. 5 6. Айзерман Л.С. Посев и жатва. Что происходит с уроками литературы // ЛШ. 2002. №4. 7. Кленицкая Н.Я. Получится у каждого. Как сделать изучение литературы делом, жизненно важным для подростков // ЛШ. 2002. №4. Список основной литературы 1. Программно-методические материалы. Литература. 5-11 классы / Сост. Т.А. Калганова. М., 2002. 2. Программа общеобразовательных учреждений. Программа литературного образования. 5-11 классы / Под ред. В.Я. Коровиной. М., 2001. 3. Программа по литературе для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля. 5-11 классы / Авторы: В.Г. Маранцман и др. М., 1992. 4. Программа по литературе для старших классов средней школы / Под ред. В.Г. Маранцмана. СПб., 2000. 5. В мире литературы: программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 (12) кл., для школ гуманитарного профиля. 10-11 (12) кл. / Под ред. А.Г. Кутузова. М., 2002. 6. Программа общеобразовательных учреждений. Программа литературного образования для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы / Под ред. А.И. Княжицкого. М., 2000. 7. Аркин И.И. Возвращение к литературе. Уроки в 5-11 классах. Планирование – конспект // ЛШ. 1993. №1. Список дополнительной литературы 1. Концепция образовательной области «Филология» в 12-летней школе // ЛШ. 2000. №3. 2. Лейдерман Н.Л. О единой системе литературного образования // ЛШ. 1998. №4. 3. Маранцман В.Г. Цели и структура курса литературы в школе // ЛШ. 2003. №4. 4. Чертов В.Ф. От литературы «вопросов» к «литературе ответов»? О некоторых тревожных тенденциях в преподавании литературы // ЛШ. 2004. №4. Практическое занятие № 2 Учебники по литературе для средних и старших классов ВОПРОСЫ 1. Какова роль учебников и учебно-методических пособий в преподавании литературы? 2. В чем особенности содержания и структуры учебников-хрестоматий для средних классов? 6 3. Каковы особенности учебников по литературе для старших классов? 4. Каковы проблемы учебников по литературе? 5. Какие комплексы учебников и учебно-методических пособий обеспечивают литературное образование в современной школе? ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 1. Познакомьтесь с учебниками-хрестоматиями по литературе для средних (5-9) классов, проанализируйте их методический аппарат. План анализа учебника-хрестоматии 1. Каково назначение учебной хрестоматии? 2. Из каких разделов состоит учебник-хрестоматия? Как они соответствуют программе по литературе? 3. Какова структура раздела (темы) учебника-хрестоматии? 3.1. Какой материал предшествует тексту литературного произведения? Каковы его цели? 3.2. Какие имеются комментарии к тексту произведения? 3.3. Каков характер вопросов и заданий, следующих после текста произведения? 3.4. В чем обучающая роль структуры учебника? 4. Каким образом включены в учебники-хрестоматии материалы по теории литературы? 5. Каково назначение иллюстраций, их качество? Как оформлен учебникхрестоматия? 6. Каков научный и методический уровень учебника-хрестоматии? 2. Сопоставьте две-три учебных хрестоматии по литературе для 5 класса: - Какой учебник и почему представляется более удачным? - Как оцениваете методический аппарат учебной хрестоматии? - Какой учебник, по-вашему, интереснее пятиклассникам? Учебники-хрестоматии для 5 класса: 1. Литература. 5 класс: Учебная хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. / Автор-сост. Т.Ф. Курдюмова. М., 2000. 2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс: Учебник-хрестоматия: В 2 ч. М., 2001. 3. В мире литературы. 5 класс: Учебная хрестоматия для общеобразовательных школ / Авторы-сост. А.Г. Кутузов и др. М., 2001. 4. Литература. 5 класс: Учебное пособие для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев / Авторы-сост. М.Б. Ладыгин и Т.Г. Тренин. М., 2002. 5. Литература. 5 класс: Учебная хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. / Авторы-сост. М.А. Снежневская, О.М. Хренова. М., 1998. 3. Охарактеризуйте учебные и методические пособия для средних классов: 

Комментариев нет:

Отправить комментарий