Методические рекомендации содержат вопросы и задания для
самостоятельной подготовки студентов-филологов к практическим занятиям
по методике преподавания литературы. Предлагаемые темы охватывают
основные разделы программы, снабжаются списками литературы по теории
и практике преподавания. В списках литературы нашел отражение опыт
работы учителей-словесников. Большое внимание уделяется рекомендациям,
которые помогут студентам овладеть методическими приемами и формами
обучения. Кроме того, методические рекомендации окажут помощь в
подготовке к зачету и экзамену, в написании контрольных и курсовых работ.
В методические рекомендации включены следующие темы практических
занятий:
1. Анализ программ по литературе для средней школы.
2. Учебники по литературе для средних и старших классов.
3. Художественный пересказ литературного произведения.
4. Устное словесное рисование.
5-6. Составление инсценирования и киносценария.
7. Работа с художественной иллюстрацией.
8-9. Выразительное чтение на уроках литературы.
10-11. Изучение лирики.
Практическое занятие № 1
Анализ программы по литературе для средней школы
ВОПРОСЫ
1. Каковы представления современной науки о цели, задачах, содержании
и структуре литературного образования в школе?
2. Особенности содержания и построения программ по литературе для
средних и старших классов.
3. Охарактеризуйте проблемы, связанные с содержанием школьных
программ по литературе.
4. Зачем необходим государственный образовательный стандарт по
литературе для основной и полной школы?
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
 1. Проанализируйте программы по литературе для средней школы
 (по указанию преподавателя).
План
анализа программы по литературе
 1. Название программы, ее авторы.
 2. Назначение программы. 
4
 3. Объяснительная записка к программе: как в ней определены цель и
задачи изучения литературы, специфика школьного курса литературы,
особенности данной программы?
 4. Основные разделы программы. Принципы построения программы.
 5. Содержание и структура программы для средних и старших классов.
 5.1. Как представлена русская классическая литература, устное
народное творчество, современная литература? Каковы принципы отбора
произведений для изучения? Как учитываются возрастные особенности
школьников в отборе произведений?
 5.2. Какие произведения рекомендуются для самостоятельного
(внеклассного) чтения?
 5.3. Какой материал по теории литературы предусмотрен
программой?
 5.4. Как предусматривается программой использование других видов
искусств?
 5.5. Каково содержание и назначение других разделов программ?
 5.6. Какие имеются указания на методические средства реализации
программы?
 6. Выводы об особенностях содержания и структуры данной программы.
 2. Сопоставьте программы по литературе разных авторов:
 - Каковы их цели и назначение?
 - В чем их сходство и отличие в отборе произведений для изучения, в
принципах построения, в структуре?
 3. Сделайте обзор содержания и структуры следующих документов:
• Обязательный минимум содержания основного общего образования
по литературе.
• Примерная программа по литературе для основной
общеобразовательной школы (5-9 классы).
• Обязательный минимум содержания образовательных программ по
литературе (10-11 классы общеобразовательных учреждений).
• Примерная программа по литературе среднего (полного) общего
образования (10-11 классы).
 4. Подготовьте доклад на тему «Дискуссии о школьных программах по
литературе», используя следующую литературу:
 1. Аркин И.И. Что впереди? Заметки на полях новых программ // ЛШ.
1992. №3-4.
 2. Полякова Л. Не все так просто…// Там же.
 3. Бабурова Т.И. Пятый и другие классы в свете новой программы.
Размышления по поводу…// ЛШ. 1992. № 2.
 4. Мадер Р.Д. «Служенье муз не терпит суеты…» (отклик на статью
И. Аркина «Литературу ли мы преподаем») // ЛШ. 1992. №5-6.
 5. Курдюмова Т.Ф. Урок литературы в пятом классе (литературное
образование и новые учебники) // ЛШ. 1992. №2. 
5
6. Айзерман Л.С. Посев и жатва. Что происходит с уроками
литературы // ЛШ. 2002. №4.
7. Кленицкая Н.Я. Получится у каждого. Как сделать изучение
литературы делом, жизненно важным для подростков // ЛШ. 2002. №4.
Список основной литературы
 1. Программно-методические материалы. Литература. 5-11 классы / Сост.
Т.А. Калганова. М., 2002.
 2. Программа общеобразовательных учреждений. Программа
литературного образования. 5-11 классы / Под ред. В.Я. Коровиной. М.,
2001.
 3. Программа по литературе для школ и классов с углубленным
изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля. 5-11
классы / Авторы: В.Г. Маранцман и др. М., 1992.
 4. Программа по литературе для старших классов средней школы /
Под ред. В.Г. Маранцмана. СПб., 2000.
 5. В мире литературы: программа по литературе для общеобразовательных
учреждений. 5-11 (12) кл., для школ гуманитарного профиля. 10-11 (12) кл. /
Под ред. А.Г. Кутузова. М., 2002.
 6. Программа общеобразовательных учреждений. Программа
литературного образования для общеобразовательных учреждений. 5-11
классы / Под ред. А.И. Княжицкого. М., 2000.
 7. Аркин И.И. Возвращение к литературе. Уроки в 5-11 классах.
Планирование – конспект // ЛШ. 1993. №1.
Список дополнительной литературы
 1. Концепция образовательной области «Филология» в 12-летней школе //
ЛШ. 2000. №3.
 2. Лейдерман Н.Л. О единой системе литературного образования // ЛШ.
1998. №4.
 3. Маранцман В.Г. Цели и структура курса литературы в школе // ЛШ.
2003. №4.
 4. Чертов В.Ф. От литературы «вопросов» к «литературе ответов»?
О некоторых тревожных тенденциях в преподавании литературы // ЛШ.
2004. №4.
Практическое занятие № 2
Учебники по литературе для средних и старших классов
ВОПРОСЫ
1. Какова роль учебников и учебно-методических пособий в преподавании
 литературы?
2. В чем особенности содержания и структуры учебников-хрестоматий
 для средних классов? 
6
 3. Каковы особенности учебников по литературе для старших классов?
 4. Каковы проблемы учебников по литературе?
 5. Какие комплексы учебников и учебно-методических пособий
 обеспечивают литературное образование в современной школе?
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
 1. Познакомьтесь с учебниками-хрестоматиями по литературе для средних
(5-9) классов, проанализируйте их методический аппарат.
План
анализа учебника-хрестоматии
 1. Каково назначение учебной хрестоматии?
 2. Из каких разделов состоит учебник-хрестоматия? Как они
соответствуют программе по литературе?
 3. Какова структура раздела (темы) учебника-хрестоматии?
 3.1. Какой материал предшествует тексту литературного
произведения? Каковы его цели?
 3.2. Какие имеются комментарии к тексту произведения?
 3.3. Каков характер вопросов и заданий, следующих после текста
произведения?
 3.4. В чем обучающая роль структуры учебника?
 4. Каким образом включены в учебники-хрестоматии материалы по
теории литературы?
 5. Каково назначение иллюстраций, их качество? Как оформлен учебникхрестоматия?
 6. Каков научный и методический уровень учебника-хрестоматии?
 2. Сопоставьте две-три учебных хрестоматии по литературе для 5 класса:
 - Какой учебник и почему представляется более удачным?
 - Как оцениваете методический аппарат учебной хрестоматии?
 - Какой учебник, по-вашему, интереснее пятиклассникам?
Учебники-хрестоматии для 5 класса:
 1. Литература. 5 класс: Учебная хрестоматия для общеобразовательных
учреждений: В 2 ч. / Автор-сост. Т.Ф. Курдюмова. М., 2000.
 2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс:
Учебник-хрестоматия: В 2 ч. М., 2001.
 3. В мире литературы. 5 класс: Учебная хрестоматия для
общеобразовательных школ / Авторы-сост. А.Г. Кутузов и др. М., 2001.
 4. Литература. 5 класс: Учебное пособие для школ и классов с
углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев / Авторы-сост.
М.Б. Ладыгин и Т.Г. Тренин. М., 2002.
 5. Литература. 5 класс: Учебная хрестоматия для общеобразовательных
учреждений: В 2 ч. / Авторы-сост. М.А. Снежневская, О.М. Хренова. М.,
1998.
3. Охарактеризуйте учебные и методические пособия для средних классов: 
 
Комментариев нет:
Отправить комментарий