Об одной из форм опроса на уроке литературы
Урок
литературы — это, по сути, всегда урок-диалог. Но чтобы диалог состоялся,
в нём заинтересованное участие должны принимать обе стороны; и учитель, конечно
же, к разговору готов, а вот ученики… К сожалению, так много тех, кто решает,
что готовиться к уроку вовсе не обязательно, ведь можно отмолчаться,
понадеявшись на более ответственных и исполнительных или более речистых своих
одноклассников. Организовать контроль за подготовкой каждого и в то же время
выстроить логику урока помогли мне карточки, созданные по рецептам из лекций
И.В. Щербины «Конструирование заданий разных типов для урока литературы и
домашней подготовки учащихся».
К уроку в 9-м классе «Тема поэта и
поэзии в лирике А.С. Пушкина» в качестве предварительной подготовки было
предложено прочитать стихотворения «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824),
«Пророк» (1826), «Арион» (1827), «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту»
(1830), «Эхо» (1831), а также ознакомиться с материалом статьи учебника
В.Г. Маранцмана «Пушкин о судьбе поэта и назначении поэзии».
Урок начинается с
десятиминутной самостоятельной работы по карточкам, в каждой из которых три
задания. Прошу отвечать кратко и по существу и предупреждаю, что правильное
выполнение всех трёх заданий гарантирует получение “5”, двух — “4”, одного
задания — “3”.
Вариант I
1. В 1824 году
А.С. Пушкин написал свой поэтический манифест. Им стало стихотворение,
построенное на диалоге. Кто участники этого разговора и какие позиции они
отстаивают?
2. В
стихотворении А.С. Пушкина «Пророк» половина строк (пятнадцать) начинается
с союза “и”. Как называется такой художественный приём и в чём особенность его
использования в этом лирическом произведении?
3. В статье
«Прогулки с Пушкиным» Абрам Терц (А.Д. Синявский) писал: “___________
продлевает и восстанавливает промчавшееся. _________ ставит в воздухе памятник
летящему звуку”. Слово, пропущенное в этом высказывании, является названием
одного из стихотворений А.С. Пушкина, построенного на сопоставлении.
Восстановите это слово-название и объясните, в чём художественный смысл
сопоставления в этом стихотворении, какие особенности пушкинской лирики эта параллель
позволяет лучше понять?
Вариант II
1. Назовите
стихотворение А.С. Пушкина, в основе которого лежит античная легенда.
Какие изменения в изложение древнегреческого мифа внёс А.С. Пушкин? Как
эти отступления от сюжета меняют смысл произведения?
2. Восстановите
эпитеты, пропущенные в финальных строках стихотворения А.С. Пушкина.
Тоскует он в
забавах мира,
Людской чуждается молвы,
К ногам народного кумира
Не клонит _____________ головы;
Бежит он, ____________ и ____________,
И звуков и смятенья полн,
На берега _________________ волн,
В ________________________ дубровы.
Людской чуждается молвы,
К ногам народного кумира
Не клонит _____________ головы;
Бежит он, ____________ и ____________,
И звуков и смятенья полн,
На берега _________________ волн,
В ________________________ дубровы.
Какова роль этих
эпитетов в художественной ткани стихотворения, как они проясняют смысл этого
лирического произведения?
3. Известны
такие высказывания А.С. Пушкина, обращённые к разным адресатам и по разным
поводам: “Цель поэзии — поэзия…”; “Поэзия выше нравственности — или
по крайней мере совсем иное дело”; “Цель художества есть идеал, а
не нравоучение”. Назовите стихотворение, содержание которого
созвучно этим высказываниям. В чём суть полемики, отражённой в этом
стихотворении, что отстаивает каждая из противоборствующих сторон?
Вариант III
1. Сонет —
это развивающее какой-то мотив стихотворение, состоящее из четырнадцати строк:
двух катренов (четверостиший) и двух терцетов (трёхстиший) со строго
определённой системой рифмовки. Это интеллектуальный жанр лирики, где каждая
строфа — шаг в развитии единой мысли: тезис — развитие темы —
антитезис — вывод. Назовите стихотворение А.с. Пушкина, созданное в
жанре сонета. Какой ответ на вопрос о смысле творчества дан в этом лирическом
произведении?
2. Назовите
стихотворение А.С. Пушкина, в котором встречаются такие слова и формы
слов: “персты”, “зеницы”, “уста”, “десница”, “глас”, “празднословный”,
“влачился”, “отверзлись”, “виждь”. Как называются такие слова и какова их роль
в этом лирическом произведении?
3. Вторая
часть стихотворения «Поэт» начитается с любимого пушкинского союза “но”.
Сопоставьте две части стихотворения. Какой художественный приём положен в
основу композиции стихотворения и с какой целью этот приём использует автор?
Вариант IV
1. Назовите
стихотворение А.С. Пушкина, в основу которого положен сюжет из Священного
Писания. В чём различие между библейской легендой и пушкинским стихотворением,
какие превращения в них происходят? Каков аллегорический смысл библейских
образов стихотворения?
2. Сравните
два варианта строки из стихотворения А.с. Пушкина «Арион»: “Гимн
избавления пою” и “Гимны прежние пою”. Какая из них и
почему вошла в канонический (то есть окончательный) текст стихотворения?
3. В
стихотворении «Поэту» есть строки: “Ты сам свой высший суд; // Всех
строже оценить умеешь ты свой труд. // Ты им доволен ли,
___________________ художник?”
·
Какова роль этих строк в композиции стихотворения? Это а) зачин;
б) развитие темы; в) кульминация; г) вывод? Выберите нужное и аргументируйте
свой выбор.
·
К слову художник возможен целый ряд определений:
а) увенчанный, б) разборчивый, в) взыскательный, г) божественный.
Какое из них и почему выбрал А.С. Пушкин?
И вот листочки с ответами сданы, настало
время обсуждения. Внимание и активность учеников на уроке обеспечены —
каждый уже включился в тему, даже не зная, может быть, ответа, задумался на
вопросами. И это очень помогает выстроить разговор, который после общего
вступления о важности этой темы в творчестве А.С. Пушкина и воспоминаний о
ранних лицейских опытах начнётся с вопроса о поэтическом манифесте
(карточка I, вопрос 1) — стихотворении «Разговор
книгопродавца с поэтом». Задания IV–1, III–2, I–2 дадут возможность при
обсуждении увидеть гармонию формы и содержания в стихотворении «Пророк».
Вопросы к стихотворению «Арион» (II–1 и IV–2) подтолкнут к размышлениям над
“зашифрованным” в нём посланием. О роли композиции и значении изобразительных
средств в создании образа поэта позволят судить задания к стихотворению «Поэт»
(III–3; II–2). Значимый аспект темы о взаимоотношениях поэта с
“непосвящёнными”, о праве отстаивания им собственной позиции, о трагедии
непонимания рассмотрим, обратившись к стихотворениям «Поэту» (III–1; IV–3);
«поэт и толпа» (II–3); «Эхо» (I–3). За оживлённым обменом мнениями время
проносится незаметно — диалог состоялся. Удовлетворёнными оказываются все,
даже те, кто в начале урока сдал пустой листок: ведь теперь они знают ответы на
казавшиеся неразрешимыми вопросы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий