Задание 1. Сформулируйте вопросы к проблемам и
приведите примеры из художественной литературы, средств массовой информации,
фильмов и других источников: 1-я группа — семейные проблемы; 2-я
группа — информационно-коммуникативные; 3-я группа — экологические
(две проблемы на выбор).
Например, проблема
детства. Какую роль играет детство в становлении личности? Может ли детство
быть беззаботным и счастливым? Какие проблемы волнуют ребёнка и подростка?
(Образ Николеньки Иртеньева в повести «Детство» Л.Н. Толстого.) Или: проблема
развития русского языка. Язык — это национальное богатство
страны. Но так ли это в действительности? Обогащается или обедняется язык в
современном мире? Что происходит с нашим языком в лингвистическом пространстве
XXI века? (И.С. Тургенев. «Русский язык»; Н.Рерих. «Русский язык»;
М.Эпштейн. «Язык как общественное богатство» // Знамя. № 1, 2006. № 1.)
Задание 2. Прочитайте отрывки из художественной
публицистики Ф.Искандера. Какие проблемы поднимаются в них писателем?
1. “Сальери
готов к убийству, в душе он его уже совершил. А если гений и злодейство —
две вещи несовместные, значит, он не гений, не художник высшего типа, каким он
себя хочет считать. В таком случае надо сказать самому себе и Моцарту, что
гений способен на злодейство. Поэтому он с такой злой иронией отвечает на слова
Моцарта: «Ты думаешь?» И подсыпает яд в стакан Моцарта” («Моцарт и Сальери»).
Проблема добра и
зла.
2. “«Тихий
Дон». Это во многом загадочный роман. Григорий Мелехов мечется между красными и
белыми, он мучительно всматривается и вслушивается в их речи и каждый раз
убеждается, что дом его обречён на гибель. Осознать гибель собственного дома
как начало нового, будущего дома он не может и не хочет” («Воспоминание о
романе»).
Проблема поиска
смысла жизни (нравственного выбора).
3. “А разве не
стыдно нам всем, что такие блестящие умы, как Сергей Аверинцев и Вячеслав
Иванов, обучают за границей тамошних университетских недорослей, хотя у нас, в
наших министерствах, уверен, можно найти достаточно недорослей с высшим
образованием, с которыми они могли бы провести семинары по истории человеческой
совести, начиная с Вавилона и до наших дней, учитывая, что Вячеслав Иванов
знает около ста языков” («Государство и совесть»).
Проблема
невостребованности учёных в своём Отечестве.
4. “Нам нужно
правительство алмазной чистоты и прозрачности и чтобы народ поверил в эту
чистоту, и тогда он воспрянет духом. Но что надо сделать, чтобы народ в это
поверил? Сто абсолютно чистых, толковых людей — и есть правительство. Но
где их искать? Достаточно найти десять таких людей, и эти десять приведут с
собой остальных. На это понадобится два-три месяца. Кристалл алмазной честности
на вершине власти обязательно вызовет постепенную кристаллизацию всей пирамиды.
На эту пирамиду снизу будет давить воспрянувший духом народ, а он воспрянет,
видя, что вершина власти чиста, а сверху будет давить вершина в силу своего
нового состояния” («Государство и совесть»).
Комментариев нет:
Отправить комментарий