Упражнения
1. «Фразы». Выберите несколько «учительских» фраз («Иди
к доске». «Садись, молодец». «Почему опоздал?» и пр.; заодно можно поговорить об обращении к ученикам – на «ты» или на «вы»).
Самые смелые (3–4 человека) озвучивают эти фразы, остальные оценивают их по следующим критериям: энергичность, точность интонации, четкость артикуляции. Потом можно вспомнить/придумать несколько «коронных» фраз, по которым вас запомнит аудитория.
И отрепетировать их применение.
2. «Разминка». Артикуляционная разминка (работа в парах или
в группах).
2.1. Произнесите слитно гласные а-е-и-о-у (сначала медленно,
потом быстрее, не теряя артикуляции).
2.2. «Перекличка в лесу». Окликните друзей, находящихся неподалеку: «Аа-аааа-ааауу…» Пусть голос звучит негромко, без всякого напряжения, на отзвуке, напоминая отдаленное эхо. Следите за тем, чтобы гласные звуки возникали не в полости рта, а на самом кончике губ. Позовите чуть активнее: «Эээ-ээ-эээй». Снова никого. Окликните еще громче: «Ого-го-гооо». Не позволяйте гласным менять позицию, заваливаться назад, не допускайте придыхания,
горлового звука, помните, что все звуки берут начало на самых кончиках губ, а не в гортани.
2.3. «Немое кино». Произнесите «нон», «нен», «нин», «нын». Сначала проделайте это беззвучно, как в немом кино. Букву «Н» произносите точнее. Язык на каждый гласный оттягивается назад, как резинка в рогатке. Нижняя челюсть одновременно с оформлением
гласного опускается вниз. Выполните упражнение без пауз 3–4 раза подряд.
2.4. «Диалог». Попробуйте вступить в диалог, в котором вместо привычных слов будут сочетания согласных звуков: шта-ште-што-шту-шты; жда-жде-жда-жду-жды; штажда-штэждэ-штождо;жтажта-ждэждэ-ждождо.
2.5. «Комар». Поворачивая голову (проверяйте свободу шейных
мышц!), пытайтесь найти надоедливого комара, жужжащего над вами: «Ззззззззззззззззззз!»
3. «Аквалангист». Развитие звуковысотного диапазона голоса.
Чтоб овладеть грудным регистром,
Я становлюсь аквалангистом.
Все ниже опускаюсь!
Ниже!
А дно морское
Ближе, ближе!
И вот уж в царстве я подводном!
Хоть опустился глубоко,
Но голосом грудным, свободным
Распоряжаюсь я легко.
Чтоб овладеть грудным регистром,
Полезно стать аквалангистом.
З. В. Савкова. Техника звучащего слова
(М. : Искусство, 1978. С. 16)
Снимаем напряжение с рук, плеч, шеи. Читаем, мысленно представляя, что сидим в самолете, который стремительно поднимается вверх: нас охватывает радостное чувство полета. Голос постепенно повышается. Но не усиливается, а становится звонче, легче,мелодичнее. Повышайте звук от строчки к строчке по полутонам,
отступайте назад и продолжайте повышение. Начинайте читать первые строчки на удобном для вас среднем звучании, повышайте звук,на последних строчках вновь возвращайтесь к звуковой середине.
Потом можно «аквалангиста» «загнать вниз».
4. «Зазывалы». Развитие «полетности» (помехоустойчивости).
Прочитайте текст громко и отчетливо, чтобы его было далеко слышно:
Слушайте-послушайте,
Государевы люди,
На красный царский двор!..
С красного двора в новы сени,
На частые ступени.
А. Островский. Снегурочка
5. «Объяснение». Работа в парах. Изменяя положение партнеров за столом (стоя у парты, за партой рядом с «учеником», напротив «ученика», через угол), студент должен объяснить, что такое метафора. Сравнить ощущения.
6. «Три круга внимания». Послушать биение собственного сердца. Изучить оконную раму. Почувствовать настроение идущего по коридору человека. Переключаться по очереди из одного круга в другой. Вот я сижу… Смотрю я на вас и думаю… А в это время… Быст-
ро ли удавалось переключаться? Быстро ли удавалось направитьмысль по нужному пути? Как вытаскивать аудиторию из «внутреннего» круга? Когда можно туда уходить самому преподавателю?
7. «Педагогический жест». Работа в группе (3–4 человека). Ответить невербально на следующие фразы собеседника: «Я оченьхорошо к вам отношусь»; «Я вас понимаю»; «Это глупо!»; «Нет»;«Да, конечно!». По очереди воспроизвести наиболее употребительные жесты, подчеркивающие указание, привлечение внимания,просьбу, запрет, лекторские жесты обобщения, противопоставления.
В группе выбрать наиболее удачные варианты, предложить остальным группам.
8. «Говорящий взгляд». Сообщите глазами и жестами:
1) Потише, вы мне мешаете.
2) Смелее, попробуй ответить.
3) Молодец! Прекрасный ответ!
4) Ты сегодня опять без тетради?
5) Прошу внимания!
6) Я жду тишины!
7) Я слышу, что ты подсказываешь!
8) Я рад(а), что вы пришли!
9) Мне надоело делать вам замечания!
10) Ты хочешь что-то спросить?
11) Подумайте еще и постарайтесь вспомнить.
9. «Замечание».
А) Вербальные замечания.
1) Трехчастная структура (Когда вы ..., я … Пожалуйста… //
Когда вы шумите во время объяснения, я замедляю темп урока, мы не успеваем выполнить программу, увеличивается объем домашнего задания. Пожалуйста, переключитесь на ведение конспекта).
2) Замечание ситуативное: сегодня – плохо (объяснить, что конкретно плохо).
3) Замечание-предупреждение: это может привести к… (объяснить ужасные последствия).
4) Замечание-недоумение (Вот именно вы – и не выполнили задание?).
5) Замечание – предложение помощи (Что именно осталосьнепонятным?).
6) Замечание - … (предложить свой вариант)Главное – избегать прямых угроз и абстрактных характеристик.
Б) Невербальные замечания. Предложить жесты (мимику и жесты), с помощью которых мож-
но передать аудитории (конкретному лицу) информацию: «Сядьте
прямо»; «Замолчите»; «Слушайте говорящего»; «Начинайте писать».
Комментариев нет:
Отправить комментарий