Внеклассное мероприятие
(КВН) по литературе для старших классов.
Пояснительная записка:
Цели внеклассного
мероприятия:
· Повысить интерес
учащихся к предмету «литература»;
· Расширить рамки
представления учеников о предмете «литература», показать его многогранность;
· Воспитать уважительное
отношение к мнению товарища;
· Научить высказывать
собственную точку зрения;
· Способствовать
обогащению словарного запаса учащихся;
· Развить умение работать
в группе.
Мероприятие связано с учебным процессом: основу
игры составил материал, который ученики изучали на уроках литературы.
Были задействованы наглядно-иллюстративный материал и музыкальные фрагменты.
Мероприятие проводится в игровой форме - КВН.
Участниками игры стали ученики двух классов, каждая из команд-участниц
представляла свой класс. Ученики в полной мере смогут проявить свой талант,
артистические способности и эрудицию.
Командам было дано задание заранее придумать название
команды, девиз, выбрать капитана. Болельщикам придумать «кричалку».
Ход мероприятия:
Добрый день, дорогие друзья!
Мы ради приветствовать вас
В этот день и в этот час!
Пусть все пройдет без забот и проблем
На нашей игре ЛИТЕРАТУРНЫЙ КВН!
- Что значит "литературный" КВН?
Мы ради приветствовать вас
В этот день и в этот час!
Пусть все пройдет без забот и проблем
На нашей игре ЛИТЕРАТУРНЫЙ КВН!
- Что значит "литературный" КВН?
- Это значит, что наша игра
посвящена литературе, а принимают участие в ней настоящие гении литературы!
Будущие нобелевские лауреаты по литературе!
Сегодня сразятся в неравном бою 2 самые веселые и остроумные команды.
Сегодня сразятся в неравном бою 2 самые веселые и остроумные команды.
Наши команды будут поддерживать:
-неугомонные
-активные
-много кричащие
-с-места-встающие
-о-себе-забыть-не-дающие
-плакаты-в-руках-держащие
-в-дудки-свистящие и громко-аплодирующие болельщики.
-неугомонные
-активные
-много кричащие
-с-места-встающие
-о-себе-забыть-не-дающие
-плакаты-в-руках-держащие
-в-дудки-свистящие и громко-аплодирующие болельщики.
А оценивать игру команд - независимое,
неподкупное жюри.
-Итак! Наша игра начинается! Пусть победят
самые дружные, веселые и эрудированные!
НИ ПУХА! НИ ПЕРА!
НИ ПУХА! НИ ПЕРА!
Первый конкурс: «Приветствие».
Команды должны
представить свое название, девиз. И рассказать нам, почему именно они должны
победить в этой игре
(на подготовку 1-2 минуты).
(на подготовку 1-2 минуты).
В это время ведущие
заполняют паузу «скандалами, интригами, расследованиями» из школьных новостей:
·
Страшная сказка для выпускников – Баба ЕГЭ;
·
Учитель музыки, когда ученики плохо поют, чиркает им по губам красной ручкой;
·
Самая неожиданная фраза в школьной столовой: «У вас наличные или карта?»
·
Смотрите во всех школах страны суперблокбастер «Садись» и его
продолжение «Садись-2»;
·
Яблоком закончился урок чтения в первом классе;
·
Не так страшна мама, как ее рисуют первоклассники;
·
ЧП в детском саду №5: воспитательница заняла все горшочки цветами;
·
Запись в дневнике: «Шумно молился на контрольной. Мешал молиться другим».
Выступление команд.
Выставление оценок жюри.
Второй конкурс: «Разминка».
Правила игры: командам задается
по 3 вопроса, на обсуждение дается 30 секунд. Обсуждение коллегиальное,
выступление индивидуальное.
Главное условие: смешной, остроумный и оригинальный ответ!
1. За что я люблю уроки
литературы? (30 секунд);
2. «Нет повести печальнее
на свете…» - продолжите. У. Шекспир продолжил ее так: «…чем поветь о Ромео и
Джульетте». А как ответите вы? (30 секунд);
3. Отличник Вася Иванов
прочитал Деду Морозу всего Пастернака. А кто ваш любимый писатель? (30
секунд).
Выставление оценок жюри.
Третий конкурс: «Конкурс капитанов».
На приветствии вы познакомили нас с вашими лидерами –
капитанами. Ну, что, ваш черед, капитаны!
1) Перед вами висят портреты русских
писателей и поэтов (Д. И. Фонвизина, А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, Н. М.
Карамзина, В. А. Жуковского, А. С. Грибоедова).
Ваша задача: по факту из биографии
или творческой истории догадаться, о ком идет речь (обращаться к капитанам по
очереди, если ответ неверный, отвечает соперник).
· Представитель
сентиментализма. (II. М. Карамзин.)
· Автор комедии
«Недоросль». (Д. И. Фонвизин.)
· Происходил из древнего
дворянского рода. Детство провел в подмосковном поместье Троицкое и в Орловской
губернии в селе Овстуг. (Ф. И. Тютчев.)
· Стал одним из
основоположников русского романтизма. Его поэзия насыщена меланхолическими
мечтаниями, романтически переосмысленными образами народной фантастики. (В.
А. Жуковский.)
· Был одним из самых
образованных людей своего времени, владел французским, английским, Немецким,
итальянским, греческим, латинским языками, позднее освоил арабский, персидский,
турецкий языки. (А. С. Грибоедов.)
2) Мы зачитаем отрывок,
а вы должны угадать: о каком произведении идет речь и кто его автор.
«Я к вам пишу – чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня».
(«Письмо Татьяны к Онегину», А.С.Пушкин)
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня».
(«Письмо Татьяны к Онегину», А.С.Пушкин)
«А судьи кто?- За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забытых газет
Времен Очаковских и покоренья Крыма;
Всегда готовые к журьбе,
Поют всё песнь одну и ту же,
Не замечая об себе:
Что старее, то хуже.
Где? укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве,
И где не воскресят клиенты-иностранцы
Прошедшего житья подлейшие черты».
(«Горе от ума», А.С. Грибоедов)
К свободной жизни их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забытых газет
Времен Очаковских и покоренья Крыма;
Всегда готовые к журьбе,
Поют всё песнь одну и ту же,
Не замечая об себе:
Что старее, то хуже.
Где? укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве,
И где не воскресят клиенты-иностранцы
Прошедшего житья подлейшие черты».
(«Горе от ума», А.С. Грибоедов)
«Она поразила его
достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного
стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий..
-Это что за фигура? -
спросил он. - На остальных баб не похожа».
(«Отцы и дети» И.С.
Тургенев)
«На нем был халат из
персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу,
без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и он мог
дважды завернуться в него. Рукава, по неизменной азиатской моде, шли от пальцев
к плечу все шире и шире. Хотя халат этот и утратил свою первоначальную свежесть
и местами заменил свой первобытный, естественный лоск другим,
благоприобретенным, но все еще сохранял яркость восточной краски и прочность
ткани».
(«Обломов» А.И. Гончаров)
3) Вспомните и зачитайте
отрывок из вашего любимого стихотворения.
Выставление оценок жюри.
Четвертый конкурс: «СТЭМ»
Ваша задача: инсценировать,
показать без слов сцену из известного произведения. Команда противника должна
угадать, что это за произведение.
1) «Татьяна пишет письмо Онегину».
2) «Обломов лежит на диване».
Выделяется на подготовку 5 минут.
Выступление команд.
Выставление оценок жюри.
Пока команды готовятся,
мы проведем конкурс болельщиков. Вы должны будете подготовить лучшую
«кричалку».
Итог игры:
Отличные результаты! Но самое главное, что в этой игре нет проигравших.
Ведь все участники игры узнали много нового. А человек, вооруженный знаниями,
силен вдвойне. Французский астроном П. Лаплас сказал: «То, что мы знаем, —
ограниченно, а то, чего мы не знаем, бесконечно». А это значит, что впереди
новые встречи и новые конкурсы.
И ребята, помните: «КТО
ХОДИТ В ШКОЛУ ПО УТРАМ, ТОТ ПОСТУПАЕТ В ВУЗЫ!»
Шиляева Елена Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ СОШ № 6 города Кирово-Чепецка Кировской области
Сценарий конкурса чтецов для учащихся 11 классов,
посвящённого Серебряному веку русской поэзии
(к юбилеям А. А. Блока, Н. С. Гумилёва, О. Э. Мандельштама)
Цели:
- совершенствование умений
выразительного чтения и выступления перед публикой;
- развитие познавательного
интереса к литературе;
- создание целостной картины
предреволюционной эпохи в России;
- побуждение учащихся
к изучению жизни
и творчества А. А. Блока, Н. С. Гумилёва,
О. Э. Мандельштама и чтению их произведений в связи с юбилеями поэтов.
Оборудование:
1) компьютер (ноутбук);
2) мультимедийный проектор
(плазменная панель).
Слайд 2.
Век девятнадцатый, железный,
Воистину жестокий век!
С тобой пришли чуме на смену
Неврастения, скука, сплин.
Век расшибанья лбов о стену,
Экономических доктрин,
Конгрессов, банков, федераций,
Застольных спичей, красных слов,
Век акций, рент и облигаций
И малодейственных умов.
Двадцатый век… ещё бездомней
Ещё страшнее жизни мгла,
Ещё чернее и огромней
Тень Люциферова крыла.
И отвращение от жизни,
И к ней безумная любовь,
И страсть, и ненависть к отчизне…
И чёрная земная кровь
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи…
Слайд 3. Начало ХХ века вобрало в себя столько, сколько могла вобрать
вся история
иного государства. Два десятилетия вместили в себя три революции и
Гражданскую войну –
драмы и трагедии мирового масштаба.
Слайд 4. Но начало века
дало и такое
количество талантливых поэтов, что их число
можно было бы сравнить с россыпью сотен звезд на тёмном бархате ночного
неба.
2
Слайд 5. Этот подъём поэзии на рубеже XIX – XX веков принято называть
Серебряным
веком. К поэтам этого
периода относятся мастера
слова, творившие в русле
модернизма.
Русский модернизм был представлен тремя течениями: символизмом,
акмеизмом, футуриз-
мом.
Слайд 6. Символизм возник во Франции как оппозиция реализму,
традиционной фило-
софии и культуре. Символисты утверждали невозможность рационального
познания мира и
считали, что мир можно познать только интуитивно, так как за каждым
предметом и явлени-
ем, по их мнению, скрывается свой, особый, смысл. Результаты
интуитивного постижения
мира нельзя передать буквально, словами, поэтому ценность поэтической
речи – в её недого-
ворённости, недосказанности, утаённости
смысла. Поэт, по мнению символистов, должен
намекнуть читателю на смысл, пробудить нужное настроение,
заставив тем самым понять
символ, а через него постичь сущность мира. Поэтому символ для них –
«окно в вечность»,
он «беспределен и неисчерпаем в своём значении».
Слайд 7. Одним из ярких представителей символизма является Александр
Александро-
вич Блок. Его раннее творчество тесно связано с этим течением. Как и
другие символисты,
Блок чуждался живой, «грубой» повседневности и пребывал в сфере зыбких
и смутных ви-
дений.
Слайд 8. Участник читает стихотворение «Русь» (1906).
Слайд 9. Главными темами в творчестве раннего Блока являются тема
природы и тема
любви. Он верил в существование идеальной красоты, которую называл
Душой Мира, Веч-
ной Женственностью, и считал, что она призвана спасти человечество от
всех зол. Эта вера
нашла своё выражение в образе Прекрасной Дамы, являющейся идеалом для
поэта.
Анимация по щелчку. Участник читает стихотворение «Вхожу я в тёмные
храмы…»
(1902).
Слайд 10. После революции 1905 года душу поэта, погружённую в туманные грёзы,
начинают тревожить «людские обители города», который одновременно
притягивает к себе
и отталкивает. Город – это символ бездушного «страшного мира»,
обречённого на неизбеж-
ную погибель.
Слайд 11. В этот период место Прекрасной Дамы занимает Незнакомка,
которая, в от-
личие от Прекрасной Дамы, является вполне земной женщиной.
Анимация по щелчку. Участник читает стихотворение «Незнакомка» (1906).
Слайд 12. Постепенно поэт стряхивает с себя наваждение «влекущей», но
«пугающей»
Незнакомки, и у него появляется новый идеал – Россия. В своих
стихотворениях он называет
её «женой», «невестой», любимой. После поражения первой русской
революции он создаёт
циклы «Родина» и «На поле Куликовом», в которых ощущается предчувствие
перемен, ожи-
дающих Россию.
Анимация по щелчку. Участник читает первое стихотворение из цикла «На
поле Ку-
ликовом» (1908).
Слайд 13. Россия у Блока – могучая, богатая жизненными силами и
одновременно зага-
дочная, необъяснимая страна, которую поэт отнюдь не идеализирует, но
переживает вместе с
ней всё, что происходит.
Анимация по щелчку. Участник читает стихотворение «Россия» (1908).
3
Слайд 14. В годы Первой мировой войны трагизм блоковского
мировосприятия достиг
своей кульминации. «Я не понимаю, - писал он в одном из писем, - как
можно говорить, что
всё хорошо, когда наша родина, может быть, на краю гибели…»
Слайд 15. Творческий путь Блока отмечен, с одной стороны, неотвратимым
осознанием
неблагополучия жизни, а с другой – страстным ожиданием обновления,
мечтой о светлом
будущем, верой в Россию. Потому в
творчестве Блока явственно
ощущается воздействие
жизнеутверждающей поэзии Александра Сергеевича Пушкина. Например,
стихотворение «О
подвигах, о доблестях, о славе…» в какой-то мере перекликается с
пушкинским «Я помню
чудное мгновенье…».
Анимация по щелчку. Участник читает
стихотворение «О доблестях,
о подвигах, о
славе…» (1908).
Слайд 16. Анна Ахматова назвала Блока «трагическим тенором эпохи», но
его поэзия
более любима читателями, чем стихотворения других поэтов-символистов,
может быть, по-
тому, что, по определению одного из литературоведов, «у него язык
среднего городского ин-
теллигента: школьный учитель уездной барышне так в любви объясняется, с
друзьями о Боге
и бессмертии говорит...
Одних ценили, других уважали, от третьих ждали оригинального.
Блока любили, потому что его язык – это язык, на котором говорит вся
читающая Россия».
Слайд 17. Акмеизм пришёл на смену символизму и утвердил новое понимание
мира и
поэтического слова. В 1911 году в Петербурге возник «Цех поэтов» -
литературное объеди-
нение молодых авторов, близких символизму, но искавших новые пути в
литературе. Назва-
ние «Цех» связано с пониманием поэзии как ремесла, требующего высокой
техники стиха.
Возражая против ухода
поэзии в мистику, акмеисты провозглашали целью поэзии земной
мир, разнообразный и яркий.
Слайд 18. Лидером акмеизма и одним из создателей «Цеха поэтов» был
Николай Сте-
панович Гумилёв - человек яркой, но трагической судьбы. В его жизни
было две страсти:
путешествия и поэзия.
Слайд 19. Участник читает стихотворение «Читатель книг» (1909).
Слайд 20. Бродяга и путешественник по странам и временам, континентам и
эпохам, он
прославлял в стихах скитальца морей Синдбада, скитальца любви Дон Жуана
и скитальца
Вселенной Вечного Жида. Эти три
имени вполне могли бы украсить геральдику «Рыцаря
Музы Дальних Странствий», как называл себя сам Гумилёв. Столь
характерное для Гумилёва
влечение к странствиям, путешествиям и бродяжничеству по странам, морям
и континентам,
наверное, можно отчасти объяснить тем непрестанным «голодом глаз» и
«голодом слуха»,
которые он никак не мог утолить, находясь на российской равнине.
Слайд 21. В детские и отроческие годы, когда многие его сверстники лишь
грезили о
морских путешествиях, он, в отличие от других, мог постоянно видеть
манящую морскую
гладь, плавно убегающую за
выпуклую линию горизонта. Отец его
служил в Кронштадте
морским врачом, и весь быт населения острова Котлин был специфически
морским и потому
располагал к мечтам о заморских странах. Но даже и тогда, когда семья
из Кронштадта пере-
ехала в Царское Село, море всё равно было рядом.
Слайд 22. Участник читает фрагмент стихотворения «Капитаны» (1912).
Слайд 23. Затем семья Гумилёвых на целых три года переехала из
игрушечного Цар-
ского Села в
шумный, разноголосый и по-восточному
пёстрый Тифлис. Кавказская яркая
4
природа, могучие скалы,
бешеные реки, громокипящие водопады, буйная растительность,
удивительный животный мир и особый быт произвели на душу Николая
Гумилёва неизгла-
димое впечатление.
После окончания Царскосельской гимназии
юный Гумилёв поехал
во Францию для
изучения французской литературы, но очень скоро он покинул Сорбонну,
направившись, не-
смотря на запрет отца, в Африку. За первым посещением этой страны в 1907 году последо-
вало ещё три, последнее - в составе организованной Гумилёвым
этнографической экспеди-
ции, откуда он привёз много материалов для музея. С этого времени одним
из главных моти-
вов в творчестве Гумилёва становится мотив странствий. Экзотический
мир, в который по-
падает «открыватель новых земель», настолько отличается от реального,
привычного, повсе-
дневного, что поэта переполняют чувства, и любой образ становится
сюжетом для стихотво-
рения. Так, наверное, родилось одно из самых известных стихотворений
Гумилёва «Жираф».
Слайд 24. Участник читает стихотворение «Жираф» (1907).
Слайд 25. В своём художественном воображении Гумилёв свободно
«перемещался» в
пространстве и времени: Китай, Индия, вольные просторы океана; античный
мир, рыцарская
эпоха, век географических открытий...
Но нельзя забывать, что странствие не единственная страсть Гумилёва.
Была у него ещё
одна страсть, и эта страсть была главнейшей, она называлась Поэзия. Для
Гумилёва поэзия –
способ выражения своей личности, путь к перерождению человека.
Слайд 26. Участник читает стихотворение «Шестое чувство» (1921).
Слайд 27. В нашей памяти имя Николая Гумилёва неразрывно связано с
именем Анны
Ахматовой. 24 декабря 1903 года общие друзья познакомили Гумилёва с
гимназисткой Ан-
ной Горенко, и вскоре начались их регулярные встречи. Они гуляли,
катались на коньках,
были на гастролях Айседоры Дункан, много разговаривали о поэзии, о
счастье творчества, о
мужестве и благородстве. В 1910 году они повенчались, а ещё через два
года у них родился
сын Лев – будущий прославленный историк.
Такова краткая летопись их любви, более полный рассказ надо искать в
творчестве са-
мих поэтов. Ахматова оставила глубокий след в жизни Гумилёва, и вместе
с ней в его твор-
чество пришла тема любви.
Слайд 28. Участник читает стихотворение «Я и Вы» (1918).
Слайд 29. После расставания с Ахматовой тема любви не уйдёт из
творчества Гумилё-
ва, сменится лишь адресат: последняя, посмертная его
книга «Огненный столп» будет по-
священа Анне Николаевне Гумилёвой, урожденной Энгельгардт, второй жене
поэта. Откры-
вается этот сборник стихотворением «Память». Первая строфа звучит
грустным и глубоким
обобщением:
Только змеи сбрасывают кожи,
Чтоб душа старела и росла.
Мы, увы, со змеями не схожи,
Мы меняем души, не тела.
Начальные строки частично повторяются в конце, как бы опоясывая
произведение, но
уже с новым, горьким оттенком - краткости человеческого существования.
Это стихотворение неразрывно связано с мотивом смерти, волнующим поэта
на протя-
жении всего творчества. Особенно ярко проявляется мотив смерти в
военном творчестве по-
эта.
Слайд 30. Участник читает стихотворение «Война» (1914).
5
Слайд 31. В Первую мировую войну Гумилёв добровольцем ушёл на фронт,
участвовал
в самых ответственных операциях, за мужество был награжден двумя
Георгиевскими кре-
стами.
Гумилёв любил риск, был человеком редкой отваги. Однако война, судя по
всему, со-
вершенно не воодушевляла его на создание столь свойственных ему
романтических произ-
ведений. Всю свою любовь к риску, к острым впечатлениям он отдал
Африке, путешествиям
и странствиям по экзотическим краям мира.
Слайд 32. Участник читает стихотворение «У камина» (1911).
Слайд 33. Казалось бы, Гумилёву сама природа и окружающая среда
всячески мешали
осуществить свою мечту. Мечтавший о далёких странствиях, он был рождён
на плоском ост-
рове посреди Маркизовой Лужи, мало того, отец запрещал ему учиться в
Морском корпусе;
юноша, стремившийся быть
Рыцарем и Дон Жуаном, был, однако, удивительно некрасив;
мечтавший стать поэтом, он писал плохие стихи. Но, несмотря на всё это, он действительно
стал и путешественником, и знаменитым поэтом, и рыцарем в любви.
Слайд 34. Творчество Осипа Эмильевича
Мандельштама вышло за
рамки акмеизма.
Долгое время его имя находилось под запретом, потому что поэзия
Мандельштама не укла-
дывалась в рамки партийной
идеологии. Поэт находился в конфликте с тем временем, кото-
рое наступило в России в конце 20-х – в 30-е годы. Современники
запомнили не только про-
тиворечивый характер, но и контрастную внешность поэта.
Слайд 35. Поэт-акмеист
Георгий Иванов в
книге «Петербургские зимы» писал:
«На
щуплом маленьком теле несоразмерно большая голова. Может быть, она и не
такая большая,
но она так утрированно откинута назад на чересчур тонкой шее, так пышно
вьются и встают
дыбом мягкие рыжеватые волосы (при этом: посередине черепа лысина — и
порядочная), так
торчат оттопыренные уши... И еще чичиковские бачки пучками...»
Слайд 36. А его жена, поэтесса Ирина Одоевцева, в книге «На берегах
Невы» следую-
щим образом описывает своё первое впечатление от встречи с
Мандельштамом: «Меня все-
гда удивляло, что многим он казался комичным, карикатурой на поэта и
самого себя. Но вот
я впервые смотрю на него и вижу его таким, каков он на самом деле. Он
не маленький, а
среднего роста. Голова его
не производит впечатления «непомерно большой». Правда, он
преувеличенно закидывает её назад... У него пышные, слегка вьющиеся
волосы, поднимаю-
щиеся над высоким лбом. Он худой... Здороваясь со мной, он протянул мне
руку и, подняв
полуопущенные веки, взглянул на меня голубыми сияющими «ангельскими
глазами».
Слайд 37. Сам же поэт в стихотворении «Автопортрет», написанном в 1914
году, пы-
тался объяснить своим
современникам, какая
личность скрывается за
нелепой комичной
внешностью:
В поднятьи головы крылатый
Намёк – но мешковат сюртук;
В закрытьи глаз, в покое рук –
Тайник движенья непочатый;
Так вот кому летать и петь
И слова пламенная ковкость –
Чтоб прирождённую неловкость
Врождённым ритмом одолеть!
Прекрасное образование, помноженное на неутолимую страсть к чтению и
познанию, с
лихвой восполнили то, чем поэт был обделён с детства.
6
Слайд 38. Иосиф Бродский писал о
любимом поэте Анны Ахматовой,
которого она
считала самым великим поэтом ХХ века: «Не то чтобы Мандельштам был «культурным»
поэтом, он был, скорее, поэтом цивилизации и для
цивилизации. Однажды, когда его
по-
просили определить акмеизм –
литературное движение, к которому
он принадлежал, - он
ответил: «Тоска по мировой
культуре». Потому лирический герой Мандельштама, нахо-
дясь одновременно в разных исторических эпохах, свободно чувствует
себя, осознаёт связь
времён, ощущает собственную причастность к прошедшим событиям, находясь
при этом в
невероятной гармонии.
Анимация по щелчку. Участник читает стихотворение «Notre Dame» (1912).
Слайд 39. Ощущение гармонии покидает поэта в революционную эпоху. В
1928 году в
ответе на вопрос анкеты «Что дала вам Октябрьская революция?»
Мандельштам напишет:
«Октябрьская революция… отняла у меня «биографию», ощущение личной
значимости».
Атмосфера послереволюционного времени создана поэтом в стихотворении «Я
вернул-
ся в мой город, знакомый до слёз», получившем новую жизнь в исполнении
Аллы Пугачё-
вой.
Анимация по щелчку. Участник читает стихотворение «Ленинград»
(1930).
Чьи адреса и «телефонов номера» могли
упоминаться в стихотворении?
Иннокентий
Анненский, которого многие акмеисты
считали своим учителем, скончался от
внезапного
паралича сердца на улице. В газете «Правда» от 9 августа 1921 года
появилась следующая
заметка: «Вчера утром скончался поэт Александр Блок». Всё, больше ни
одного слова. Через
несколько дней был арестован по обвинению в антисоветской деятельности
Николай Гуми-
лёв и расстрелян. Многие «сотоварищи» по творчеству – вдали, в
эмиграции, в их числе Ге-
оргий Иванов и Ирина Одоевцева.
Недолго проживёт и сам Мандельштам. Изменилось время, и
жестокая политическая
машина, набирая обороты, уничтожает на своём пути всё и всех.
Слайд 40. Участник читает стихотворение «Мы живём, под собою не чуя страны…»
(1933).
Слайд 41. Но поэзия Осипа
Мандельштама вернулась к
читателю, это предсказывал
Иосиф Бродский, ещё один поэт-изгнанник: «Миру только предстоит
услышать этот нерв-
ный, высокий, чистый голос, исполненный любовью, ужасом, памятью,
культурой, верой, -
голос, дрожащий, быть может, подобно спичке, горящей на промозглом
ветру, но совершен-
но неугасимый. Голос, остающийся после того, как обладатель его ушёл».
Слайд 42. Одним из основных авангардистских течений в европейском
искусстве нача-
ла ХХ века
стал футуризм. Своим поведением, одеждой, поэтическим словом
футуристы
любили шокировать публику. «Король поэтов» Игорь Северянин заявлял:
Каждая строчка – пощёчина.
Голос мой – сплошь издевательство.
Рифмы слагаются в кукиши.
Кажет язык ассонанс.
Я презираю вас пламенно,
Тусклые ваши сиятельства,
И, презирая, рассчитываю
На мировой резонанс!
Слайд 43. Объявляя классику и всю старую литературу мёртвым, отжившим
явлением,
футуристы утверждали своё право на произвольные слова. Подобные поиски
в крайнем сво-
ём выражении вели к чистой зауми.
7
Слайд 44. Несмотря на видимое различие всех трёх литературных течений,
которыми
был представлен русский модернизм, получивший позднее название
Серебряного века рус-
ской поэзии, художников в этот
период объединяло стремление изменить
мир средствами
искусства. Крупнейшие поэты Серебряного века стали к тому же
«отраженьем века своего»,
потому что, как сказал Евгений Евтушенко, «поэт в России – больше, чем
поэт».
Информационные источники
1. Иллюстрированная биография О.
Э. Мандельштама. Ключевые события. Режим дос-
тупа: http://filolerea.narod.ru/biografii/o-mandelshtam.html,
свободный. - Загл. с экрана.
2. Лучшие люди
страны. Александр Блок –
биография. Режим доступа:
http://www.bestpeopleofrussia.ru/persona/Aleksandr-Blok/bio/,
свободный. - Загл. с экрана.
3. Мандельштам Осип
Эмильевич. Биография. Режим
доступа:
http://www.velib.com/biography/mandelshtam_osip, свободный. - Загл. с экрана.
4. Николай Степанович
Гумилев – биография. Режим доступа: http://to-
name.ru/biography/nikolaj-gumilev.htm, свободный. - Загл. с экрана.
5. Поэты «Серебряного века».
Режим доступа: http://slova.org.ru/, свободный. - Загл. с
экрана.
6. Русская поэзия. Александр Блок. Все
стихи на одной
странице. Режим доступа:
http://rupoem.ru/blok/, свободный. -
Загл. с экрана.
7. Русская поэзия. Николай Гумилев. Все
стихи на одной
странице. Режим доступа:
http://rupoem.ru/gumilev/all.aspx, свободный. - Загл. с экрана.
8. Русская поэзия. Осип
Мандельштам. Все стихи на одной странице. Режим доступа:
http://rupoem.ru/mandelshtam/, свободный. - Загл. с экрана.
9. Русские писатели, ХХ век.
Биобиблиографический словарь. В 2 ч. Ч. I. А – Л / Под ред.
Н. Н. Скатова. – М.: Просвещение, 1998. – с. 183 – 189, 411 – 415.
10. Русские писатели, ХХ век.
Биобиблиографический словарь. В 2 ч. Ч. I. М – Я / Под ред.
Н. Н. Скатова. – М.: Просвещение, 1998. – с. 19 – 23.
11. Серебряный век русской
поэзии. Режим доступа: http://serebrovek.ucoz.ru/, свободный. -
Загл. с экрана.
12. Чупринин Сергей. Судьба и
стихи Николая Гумилева. Режим доступа:
http://www.kostyor.ru/student/?n=143, свободный. - Загл. с экрана.
Комментариев нет:
Отправить комментарий