четверг, 21 февраля 2019 г.


Внеклассное мероприятие (КВН)  по литературе для старших классов.
Пояснительная записка:
Цели внеклассного мероприятия:
·     Повысить интерес учащихся к предмету «литература»;
·     Расширить рамки представления учеников о предмете «литература», показать его многогранность;
·     Воспитать уважительное отношение к мнению товарища;
·     Научить высказывать собственную точку зрения;
·     Способствовать обогащению словарного запаса учащихся;
·     Развить умение работать в группе.
Мероприятие связано с учебным процессом:  основу игры составил  материал, который ученики изучали на уроках литературы. Были задействованы наглядно-иллюстративный материал и музыкальные фрагменты.
Мероприятие проводится в игровой форме - КВН. Участниками игры стали ученики двух классов, каждая из команд-участниц представляла свой класс. Ученики в полной мере смогут проявить свой талант, артистические способности и эрудицию.
Командам было дано задание заранее придумать название команды, девиз, выбрать капитана.  Болельщикам придумать «кричалку».
Ход мероприятия:
Добрый день, дорогие друзья!
Мы ради приветствовать вас
В этот день и в этот час!
Пусть все пройдет без забот и проблем
На нашей игре ЛИТЕРАТУРНЫЙ КВН!
 - Что значит "литературный" КВН?
 - Это значит, что наша игра посвящена литературе, а принимают участие в ней настоящие гении литературы! Будущие нобелевские лауреаты по литературе!
Сегодня сразятся в неравном бою 2 самые веселые и остроумные команды.
Наши команды будут поддерживать:
-неугомонные
-активные
-много кричащие
-с-места-встающие
-о-себе-забыть-не-дающие
-плакаты-в-руках-держащие
-в-дудки-свистящие и громко-аплодирующие болельщики.
А оценивать игру команд - независимое, неподкупное жюри.
-Итак! Наша игра начинается! Пусть победят самые дружные, веселые и эрудированные!
НИ ПУХА! НИ ПЕРА!

Первый конкурс: «Приветствие».
Команды должны представить свое название, девиз. И рассказать нам, почему именно они должны победить в этой игре
(на подготовку 1-2 минуты).
В это время ведущие заполняют паузу «скандалами, интригами, расследованиями» из школьных новостей:
·         Страшная сказка для выпускников – Баба ЕГЭ;
·         Учитель музыки, когда ученики плохо поют, чиркает им по губам красной ручкой;
·         Самая неожиданная фраза в школьной столовой: «У вас наличные или карта?»
·         Смотрите во всех школах страны суперблокбастер «Садись» и  его продолжение «Садись-2»;
·         Яблоком закончился урок чтения в первом классе;
·         Не так страшна мама, как ее рисуют первоклассники;
·         ЧП в детском саду №5: воспитательница заняла все горшочки цветами;
·         Запись в дневнике: «Шумно молился на контрольной. Мешал молиться другим».
Выступление команд.
Выставление оценок жюри.
Второй конкурс: «Разминка».
Правила игры: командам задается по 3 вопроса, на обсуждение дается 30 секунд. Обсуждение коллегиальное, выступление индивидуальное.
Главное условие: смешной, остроумный и оригинальный ответ!
1.    За что я люблю уроки литературы? (30 секунд);
2.    «Нет повести печальнее на свете…» - продолжите. У. Шекспир продолжил ее так: «…чем поветь о Ромео и Джульетте». А как ответите вы? (30 секунд);
3.    Отличник Вася Иванов прочитал Деду Морозу всего Пастернака. А кто ваш любимый писатель? (30 секунд).
Выставление оценок жюри.
Третий конкурс: «Конкурс капитанов».
На приветствии вы познакомили нас с вашими лидерами – капитанами. Ну, что, ваш черед, капитаны!
1) Перед вами висят портреты русских писателей и поэтов (Д. И. Фонвизина, А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского, А. С. Грибоедова).
Ваша задача: по факту из биографии или творческой истории догадаться, о ком идет речь (обращаться к капитанам по очереди, если ответ неверный, отвечает соперник).
·     Представитель сентиментализма. (II. М. Карамзин.)
·     Автор комедии «Недоросль». (Д. И. Фонвизин.)
·     Происходил из древнего дворянского рода. Детство провел в подмосковном поместье Троицкое и в Орловской губернии в селе Овстуг. (Ф. И. Тютчев.)
·     Стал одним из основоположников русского романтизма. Его поэзия насыщена меланхолическими мечтаниями, романтически переосмысленными образами народной фантастики. (В. А. Жуковский.)
·     Был одним из самых образованных людей своего времени, владел французским, английским, Немецким, итальянским, греческим, латинским языками, позднее освоил арабский, персидский, турецкий языки. (А. С. Грибоедов.)
2) Мы зачитаем отрывок, а вы должны угадать: о каком произведении идет речь и кто его автор.
«Я к вам пишу – чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня».
(«Письмо Татьяны к Онегину», А.С.Пушкин)
«А судьи кто?- За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забытых газет
Времен Очаковских и покоренья Крыма;
Всегда готовые к журьбе,
Поют всё песнь одну и ту же,
Не замечая об себе:
Что старее, то хуже.
Где? укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве,
И где не воскресят клиенты-иностранцы
Прошедшего житья подлейшие черты».
(«Горе от ума», А.С. Грибоедов)
«Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий..
-Это что за фигура? - спросил он. - На остальных баб не похожа».
(«Отцы и дети» И.С. Тургенев)
«На нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и он мог дважды завернуться в него. Рукава, по неизменной азиатской моде, шли от пальцев к плечу все шире и шире. Хотя халат этот и утратил свою первоначальную свежесть и местами заменил свой первобытный, естественный лоск другим, благоприобретенным, но все еще сохранял яркость восточной краски и прочность ткани».
(«Обломов» А.И. Гончаров)
3) Вспомните и зачитайте отрывок из вашего любимого стихотворения.
Выставление оценок жюри.
Четвертый конкурс: «СТЭМ»
Ваша задача: инсценировать, показать без слов сцену из известного произведения. Команда противника должна угадать, что это за произведение.
1) «Татьяна пишет письмо Онегину».
2) «Обломов лежит на диване».
Выделяется на подготовку 5 минут.
Выступление команд.
Выставление оценок жюри.
Пока команды готовятся, мы проведем конкурс болельщиков. Вы должны будете подготовить лучшую «кричалку».
Итог игры:  Отличные результаты! Но самое главное, что в этой игре нет проигравших. Ведь все участники игры узнали много нового. А человек, вооруженный знаниями, силен вдвойне. Французский астроном П. Лаплас сказал: «То, что мы знаем, — ограниченно, а то, чего мы не знаем, бесконечно». А это значит, что впереди новые встречи и новые конкурсы.
И ребята, помните: «КТО ХОДИТ В ШКОЛУ ПО УТРАМ, ТОТ ПОСТУПАЕТ В ВУЗЫ!»
Шиляева Елена Геннадьевна, 
учитель русского языка и литературы 
МКОУ СОШ № 6 города Кирово-Чепецка Кировской области

Сценарий конкурса чтецов для учащихся 11 классов,
посвящённого Серебряному веку русской поэзии
(к юбилеям А. А. Блока, Н. С. Гумилёва, О. Э. Мандельштама)

Цели: 
-  совершенствование умений выразительного чтения и выступления перед публикой;
-  развитие познавательного интереса к литературе;
-  создание целостной картины предреволюционной эпохи в России;
-  побуждение  учащихся  к  изучению  жизни  и  творчества  А. А. Блока, Н. С. Гумилёва,                
О. Э. Мандельштама и чтению их произведений в связи с юбилеями поэтов.

Оборудование:
1)  компьютер (ноутбук); 
2)  мультимедийный проектор (плазменная панель).

Слайд 2.
Век девятнадцатый, железный, 
Воистину жестокий век!
С тобой пришли чуме на смену
Неврастения, скука, сплин.
Век расшибанья лбов о стену,
Экономических доктрин, 
Конгрессов, банков, федераций,
Застольных спичей, красных слов,
Век акций, рент и облигаций
И малодейственных умов.

Двадцатый век… ещё бездомней
Ещё страшнее жизни мгла,
Ещё чернее и огромней
Тень Люциферова крыла.
И отвращение от жизни, 
И к ней безумная любовь,
И страсть, и ненависть к отчизне…
И чёрная земная кровь
Сулит нам, раздувая вены, 
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи…

Слайд 3. Начало ХХ века вобрало в себя столько, сколько могла вобрать вся история
иного государства. Два десятилетия вместили в себя три революции и Гражданскую войну –
драмы и трагедии мирового масштаба.

Слайд 4. Но  начало  века  дало  и  такое  количество талантливых поэтов, что их число
можно было бы сравнить с россыпью сотен звезд на тёмном бархате ночного неба.

  2
Слайд 5. Этот подъём поэзии на рубеже XIX – XX веков принято называть Серебряным
веком. К  поэтам  этого  периода  относятся  мастера  слова, творившие  в  русле  модернизма.
Русский модернизм был представлен тремя течениями: символизмом, акмеизмом, футуриз-
мом.

Слайд 6. Символизм возник во Франции как оппозиция реализму, традиционной фило-
софии и культуре. Символисты утверждали невозможность рационального познания мира и
считали, что мир можно познать только интуитивно, так как за каждым предметом и явлени-
ем, по их мнению, скрывается свой, особый, смысл. Результаты интуитивного постижения
мира нельзя передать буквально, словами, поэтому ценность поэтической речи – в её недого-
ворённости, недосказанности, утаённости  смысла. Поэт, по  мнению  символистов, должен
намекнуть  читателю  на смысл, пробудить нужное настроение, заставив  тем самым  понять
символ, а через него постичь сущность мира. Поэтому символ для них – «окно в вечность»,
он «беспределен и неисчерпаем в своём значении».

Слайд 7. Одним из ярких представителей символизма является Александр Александро-
вич Блок. Его раннее творчество тесно связано с этим течением. Как и другие символисты,
Блок чуждался живой, «грубой» повседневности и пребывал в сфере зыбких и смутных ви-
дений.

Слайд 8. Участник читает стихотворение «Русь» (1906).

Слайд 9. Главными темами в творчестве раннего Блока являются тема природы и тема
любви. Он верил в существование идеальной красоты, которую называл Душой Мира, Веч-
ной Женственностью, и считал, что она призвана спасти человечество от всех зол. Эта вера
нашла своё выражение в образе Прекрасной Дамы, являющейся идеалом для поэта.
Анимация по щелчку. Участник читает стихотворение «Вхожу я в тёмные храмы…»
(1902).

Слайд 10. После революции 1905 года душу  поэта, погружённую в туманные грёзы,
начинают тревожить «людские обители города», который одновременно притягивает к себе
и отталкивает. Город – это символ бездушного «страшного мира», обречённого на неизбеж-
ную погибель.

Слайд 11. В этот период место Прекрасной Дамы занимает Незнакомка, которая, в от-
личие от Прекрасной Дамы, является вполне земной женщиной.
Анимация по щелчку. Участник читает стихотворение «Незнакомка» (1906).

Слайд 12. Постепенно поэт стряхивает с себя наваждение «влекущей», но «пугающей»
Незнакомки, и у него появляется новый идеал – Россия. В своих стихотворениях он называет
её «женой», «невестой», любимой. После поражения первой русской революции он создаёт
циклы «Родина» и «На поле Куликовом», в которых ощущается предчувствие перемен, ожи-
дающих Россию. 
Анимация по щелчку. Участник читает первое стихотворение из цикла «На поле Ку-
ликовом» (1908).

Слайд 13. Россия у Блока – могучая, богатая жизненными силами и одновременно зага-
дочная, необъяснимая страна, которую поэт отнюдь не идеализирует, но переживает вместе с
ней всё, что происходит.
Анимация по щелчку. Участник читает стихотворение «Россия» (1908).

  3
Слайд 14. В годы Первой мировой войны трагизм блоковского мировосприятия достиг
своей кульминации. «Я не понимаю, - писал он в одном из писем, - как можно говорить, что
всё хорошо, когда наша родина, может быть, на краю гибели…»

Слайд 15. Творческий путь Блока отмечен, с одной стороны, неотвратимым осознанием
неблагополучия жизни, а с другой – страстным ожиданием обновления, мечтой о светлом
будущем, верой  в  Россию. Потому  в  творчестве  Блока  явственно  ощущается  воздействие
жизнеутверждающей поэзии Александра Сергеевича Пушкина. Например, стихотворение «О
подвигах, о доблестях, о славе…» в какой-то мере перекликается с пушкинским «Я помню
чудное мгновенье…».
Анимация  по  щелчку. Участник  читает  стихотворение «О  доблестях, о  подвигах, о
славе…» (1908).

Слайд 16. Анна Ахматова назвала Блока «трагическим тенором эпохи», но его поэзия
более любима читателями, чем стихотворения других поэтов-символистов, может быть, по-
тому, что, по определению одного из литературоведов, «у него язык среднего городского ин-
теллигента: школьный учитель уездной барышне так в любви объясняется, с друзьями о Боге
и  бессмертии говорит... Одних  ценили, других  уважали, от третьих  ждали оригинального.
Блока любили, потому что его язык – это язык, на котором говорит вся читающая Россия».

Слайд 17. Акмеизм пришёл на смену символизму и утвердил новое понимание мира и
поэтического слова. В 1911 году в Петербурге возник «Цех поэтов» - литературное объеди-
нение молодых авторов, близких символизму, но искавших новые пути в литературе. Назва-
ние «Цех» связано с пониманием поэзии как ремесла, требующего высокой техники стиха.
Возражая  против  ухода  поэзии  в  мистику, акмеисты  провозглашали целью поэзии  земной
мир, разнообразный и яркий.

Слайд 18. Лидером акмеизма и одним из создателей «Цеха поэтов» был Николай Сте-
панович Гумилёв - человек яркой, но трагической судьбы. В его жизни было две страсти:
путешествия и поэзия.

Слайд 19. Участник читает стихотворение «Читатель книг» (1909).

Слайд 20. Бродяга и путешественник по странам и временам, континентам и эпохам, он
прославлял в стихах скитальца морей Синдбада, скитальца любви Дон Жуана и скитальца
Вселенной  Вечного Жида. Эти три имени вполне могли  бы украсить  геральдику «Рыцаря
Музы Дальних Странствий», как называл себя сам Гумилёв. Столь характерное для Гумилёва
влечение к странствиям, путешествиям и бродяжничеству по странам, морям и континентам,
наверное, можно отчасти объяснить тем непрестанным «голодом глаз» и «голодом слуха»,
которые он никак не мог утолить, находясь на российской равнине. 

Слайд 21. В детские и отроческие годы, когда многие его сверстники лишь грезили о
морских путешествиях, он, в отличие от других, мог постоянно видеть манящую морскую
гладь, плавно  убегающую за выпуклую линию  горизонта. Отец  его  служил  в  Кронштадте
морским врачом, и весь быт населения острова Котлин был специфически морским и потому
располагал к мечтам о заморских странах. Но даже и тогда, когда семья из Кронштадта пере-
ехала в Царское Село, море всё равно было рядом.

Слайд 22. Участник читает фрагмент стихотворения «Капитаны» (1912).

Слайд 23. Затем семья Гумилёвых на целых три года переехала из игрушечного Цар-
ского  Села  в  шумный, разноголосый  и  по-восточному  пёстрый  Тифлис. Кавказская  яркая
  4
природа, могучие  скалы, бешеные  реки, громокипящие  водопады, буйная  растительность,
удивительный животный мир и особый быт произвели на душу Николая Гумилёва неизгла-
димое впечатление. 
После  окончания  Царскосельской  гимназии  юный  Гумилёв  поехал  во  Францию  для
изучения французской литературы, но очень скоро он покинул Сорбонну, направившись, не-
смотря на запрет отца, в Африку. За первым  посещением этой страны в 1907 году последо-
вало ещё три, последнее - в составе организованной Гумилёвым этнографической экспеди-
ции, откуда он привёз много материалов для музея. С этого времени одним из главных моти-
вов в творчестве Гумилёва становится мотив странствий. Экзотический мир, в который по-
падает «открыватель новых земель», настолько отличается от реального, привычного, повсе-
дневного, что поэта переполняют чувства, и любой образ становится сюжетом для стихотво-
рения. Так, наверное, родилось одно из самых известных стихотворений Гумилёва «Жираф».

Слайд 24. Участник читает стихотворение «Жираф» (1907).

Слайд 25. В своём художественном воображении Гумилёв свободно «перемещался» в
пространстве и времени: Китай, Индия, вольные просторы океана; античный мир, рыцарская
эпоха, век географических открытий...
Но нельзя забывать, что странствие не единственная страсть Гумилёва. Была у него ещё
одна страсть, и эта страсть была главнейшей, она называлась Поэзия. Для Гумилёва поэзия –
способ выражения своей личности, путь к перерождению человека.

Слайд 26. Участник читает стихотворение «Шестое чувство» (1921).

Слайд 27. В нашей памяти имя Николая Гумилёва неразрывно связано с именем Анны
Ахматовой. 24 декабря 1903 года общие друзья познакомили Гумилёва с гимназисткой Ан-
ной Горенко, и вскоре начались их регулярные встречи. Они гуляли, катались на  коньках,
были на гастролях Айседоры Дункан, много разговаривали о поэзии, о счастье творчества, о
мужестве и благородстве. В 1910 году они повенчались, а ещё через два года у них родился
сын Лев – будущий прославленный историк.
Такова краткая летопись их любви, более полный рассказ надо искать в творчестве са-
мих поэтов. Ахматова оставила глубокий след в жизни Гумилёва, и вместе с ней в его твор-
чество пришла тема любви.

Слайд 28. Участник читает стихотворение «Я и Вы» (1918).

Слайд 29. После расставания с Ахматовой тема любви не уйдёт из творчества Гумилё-
ва, сменится  лишь  адресат: последняя, посмертная  его  книга «Огненный  столп» будет  по-
священа Анне Николаевне Гумилёвой, урожденной Энгельгардт, второй жене поэта. Откры-
вается этот сборник стихотворением «Память». Первая строфа звучит грустным и глубоким
обобщением:
Только змеи сбрасывают кожи,
Чтоб душа старела и росла.
Мы, увы, со змеями не схожи,
Мы меняем души, не тела.
Начальные строки частично повторяются в конце, как бы опоясывая произведение, но
уже с новым, горьким оттенком - краткости человеческого существования.
Это стихотворение неразрывно связано с мотивом смерти, волнующим поэта на протя-
жении всего творчества. Особенно ярко проявляется мотив смерти в военном творчестве по-
эта.

Слайд 30. Участник читает стихотворение «Война» (1914).
  5
Слайд 31. В Первую мировую войну Гумилёв добровольцем ушёл на фронт, участвовал
в самых ответственных операциях, за мужество был награжден двумя Георгиевскими кре-
стами. 
Гумилёв любил риск, был человеком редкой отваги. Однако война, судя по всему, со-
вершенно не воодушевляла его на создание столь свойственных ему романтических произ-
ведений. Всю свою любовь к риску, к острым впечатлениям он отдал Африке, путешествиям
и странствиям по экзотическим краям мира.

Слайд 32. Участник читает стихотворение «У камина» (1911).

Слайд 33. Казалось бы, Гумилёву сама природа и окружающая среда всячески мешали
осуществить свою мечту. Мечтавший о далёких странствиях, он был рождён на плоском ост-
рове посреди Маркизовой Лужи, мало того, отец запрещал ему учиться в Морском корпусе;
юноша, стремившийся быть  Рыцарем  и  Дон Жуаном, был, однако, удивительно  некрасив;
мечтавший стать поэтом, он писал плохие стихи. Но, несмотря  на всё это, он действительно
стал и путешественником, и знаменитым поэтом, и рыцарем в любви.

Слайд 34. Творчество  Осипа  Эмильевича  Мандельштама  вышло  за  рамки  акмеизма.
Долгое время его имя находилось под запретом, потому что поэзия Мандельштама не укла-
дывалась в рамки партийной  идеологии. Поэт находился в конфликте с тем временем, кото-
рое наступило в России в конце 20-х – в 30-е годы. Современники запомнили не только про-
тиворечивый характер, но и контрастную внешность поэта.

Слайд 35. Поэт-акмеист  Георгий  Иванов  в  книге «Петербургские  зимы» писал: «На
щуплом маленьком теле несоразмерно большая голова. Может быть, она и не такая большая,
но она так утрированно откинута назад на чересчур тонкой шее, так пышно вьются и встают
дыбом мягкие рыжеватые волосы (при этом: посередине черепа лысина — и порядочная), так
торчат оттопыренные уши... И еще чичиковские бачки пучками...»
 
Слайд 36. А его жена, поэтесса Ирина Одоевцева, в книге «На берегах Невы» следую-
щим образом описывает своё первое впечатление от встречи с Мандельштамом: «Меня все-
гда удивляло, что многим он казался комичным, карикатурой на поэта и самого себя. Но вот
я впервые смотрю на него и вижу его таким, каков он на самом деле. Он не маленький, а
среднего  роста. Голова  его  не  производит  впечатления «непомерно  большой». Правда, он
преувеличенно закидывает её назад... У него пышные, слегка вьющиеся волосы, поднимаю-
щиеся над высоким лбом. Он худой... Здороваясь со мной, он протянул мне руку и, подняв
полуопущенные веки, взглянул на меня голубыми сияющими «ангельскими глазами».

Слайд 37. Сам же поэт в стихотворении «Автопортрет», написанном в 1914 году, пы-
тался  объяснить  своим  современникам, какая  личность  скрывается  за  нелепой  комичной
внешностью:
В поднятьи головы крылатый
Намёк – но мешковат сюртук;
В закрытьи глаз, в покое рук –
Тайник движенья непочатый;
Так вот кому летать и петь
И слова пламенная ковкость –
Чтоб прирождённую неловкость
Врождённым ритмом одолеть!
Прекрасное образование, помноженное на неутолимую страсть к чтению и познанию, с
лихвой восполнили то, чем поэт был обделён с детства. 
  6
Слайд 38. Иосиф Бродский писал о  любимом поэте  Анны Ахматовой, которого она
считала самым великим поэтом ХХ века: «Не  то чтобы Мандельштам был «культурным» 
поэтом, он был, скорее, поэтом цивилизации  и для  цивилизации.  Однажды,  когда его  по-
просили  определить акмеизм – литературное  движение, к которому он  принадлежал, - он
ответил: «Тоска  по  мировой  культуре». Потому лирический герой Мандельштама, нахо-
дясь одновременно в разных исторических эпохах, свободно чувствует себя, осознаёт связь
времён, ощущает собственную причастность к прошедшим событиям, находясь при этом в
невероятной гармонии.
Анимация по щелчку. Участник читает стихотворение «Notre Dame» (1912).

Слайд 39. Ощущение гармонии покидает поэта в революционную эпоху. В 1928 году в
ответе на вопрос анкеты «Что дала вам Октябрьская революция?» Мандельштам напишет:
«Октябрьская революция… отняла у меня «биографию», ощущение личной значимости». 
Атмосфера послереволюционного времени создана поэтом в стихотворении «Я вернул-
ся в мой город, знакомый до слёз», получившем новую жизнь в исполнении Аллы Пугачё-
вой.
Анимация по щелчку. Участник читает стихотворение «Ленинград» (1930). 
Чьи  адреса и «телефонов  номера» могли  упоминаться в  стихотворении? Иннокентий
Анненский, которого  многие  акмеисты  считали  своим  учителем, скончался  от  внезапного
паралича сердца на улице. В газете «Правда» от 9 августа 1921 года появилась следующая
заметка: «Вчера утром скончался поэт Александр Блок». Всё, больше ни одного слова. Через
несколько дней был арестован по обвинению в антисоветской деятельности Николай Гуми-
лёв и расстрелян. Многие «сотоварищи» по творчеству – вдали, в эмиграции, в их числе Ге-
оргий Иванов и Ирина Одоевцева. 
Недолго проживёт и  сам  Мандельштам. Изменилось  время, и  жестокая политическая
машина, набирая обороты, уничтожает на своём пути всё и всех. 

Слайд 40. Участник читает стихотворение «Мы живём, под  собою не чуя страны…»
(1933).

Слайд 41. Но  поэзия  Осипа  Мандельштама  вернулась  к  читателю, это  предсказывал
Иосиф Бродский, ещё один поэт-изгнанник: «Миру только предстоит услышать этот нерв-
ный, высокий, чистый голос, исполненный любовью, ужасом, памятью, культурой, верой, -
голос, дрожащий, быть может, подобно спичке, горящей на промозглом ветру, но совершен-
но неугасимый. Голос, остающийся после того, как обладатель его ушёл».

Слайд 42. Одним из основных авангардистских течений в европейском искусстве нача-
ла  ХХ  века  стал  футуризм. Своим  поведением, одеждой, поэтическим  словом  футуристы
любили шокировать публику. «Король поэтов» Игорь Северянин заявлял:
Каждая строчка – пощёчина.
Голос мой – сплошь издевательство.
Рифмы слагаются в кукиши.
Кажет язык ассонанс.
Я презираю вас пламенно,
Тусклые ваши сиятельства,
И, презирая, рассчитываю
На мировой резонанс!

Слайд 43. Объявляя классику и всю старую литературу мёртвым, отжившим явлением,
футуристы утверждали своё право на произвольные слова. Подобные поиски в крайнем сво-
ём выражении вели к чистой зауми.

  7
Слайд 44. Несмотря на видимое различие всех трёх литературных течений, которыми
был представлен русский модернизм, получивший позднее название Серебряного века рус-
ской  поэзии, художников в  этот  период объединяло стремление изменить  мир  средствами
искусства. Крупнейшие поэты Серебряного века стали к тому же «отраженьем века своего»,
потому что, как сказал Евгений Евтушенко, «поэт в России – больше, чем поэт».

Информационные источники
1.  Иллюстрированная биография О. Э. Мандельштама. Ключевые события. Режим дос-
тупа: http://filolerea.narod.ru/biografii/o-mandelshtam.html, свободный. -  Загл. с экрана.
2.  Лучшие  люди  страны. Александр  Блок – биография. Режим  доступа:
http://www.bestpeopleofrussia.ru/persona/Aleksandr-Blok/bio/, свободный. -  Загл. с экрана.
3.  Мандельштам  Осип  Эмильевич.  Биография.  Режим  доступа:
http://www.velib.com/biography/mandelshtam_osip, свободный. -  Загл. с экрана.
4.  Николай  Степанович  Гумилев – биография.  Режим  доступа: http://to-
name.ru/biography/nikolaj-gumilev.htm, свободный. -  Загл. с экрана.
5.  Поэты «Серебряного века». Режим доступа: http://slova.org.ru/, свободный. -  Загл. с
экрана.
6.  Русская  поэзия. Александр  Блок. Все  стихи  на  одной  странице. Режим  доступа:
http://rupoem.ru/blok/, свободный. -  Загл. с экрана.
7.  Русская  поэзия. Николай  Гумилев. Все  стихи  на  одной  странице. Режим  доступа:
http://rupoem.ru/gumilev/all.aspx, свободный. -  Загл. с экрана.
8.  Русская поэзия. Осип Мандельштам. Все стихи на одной странице. Режим доступа:
http://rupoem.ru/mandelshtam/, свободный. -  Загл. с экрана.
9.  Русские писатели, ХХ век. Биобиблиографический словарь. В 2 ч. Ч. I. А – Л / Под ред.
Н. Н. Скатова. – М.: Просвещение, 1998. – с. 183 – 189, 411 – 415.
10.  Русские писатели, ХХ век. Биобиблиографический словарь. В 2 ч. Ч. I. М – Я / Под ред.
Н. Н. Скатова. – М.: Просвещение, 1998. – с. 19 – 23.
11.  Серебряный век русской поэзии. Режим доступа: http://serebrovek.ucoz.ru/, свободный. - 
Загл. с экрана.
12.  Чупринин  Сергей. Судьба  и  стихи  Николая  Гумилева. Режим  доступа:
http://www.kostyor.ru/student/?n=143, свободный. -  Загл. с экрана.







Комментариев нет:

Отправить комментарий