среда, 13 февраля 2019 г.

Детальный текстуальный разбор 1 строфы
Работа с лирикой требует от нас сопереживания, но и логического осмысления. Это сложная задача, решая которую планируется не просто найти художественно-выразительные средства, но и объяснить, зачем они появляются в тексте. Вопросы беседы и задания рассчитаны на интуитивное восприятие образного слова и на  вдумчивый, внимательный диалог с текстом, то есть воссоздание целостной картины  восприятия поэтического текста.
 Работа с названием стихотворения.                                                                  Слайд 4
 -Ваше предположение: о чем стихотворение?
●Чаще всего звучат предположения о том, что стихотворение о заключенном и о том, как это тяжело.
-Запомним сказанное. В конце урока сверим с  этим прогнозом сделанные нами выводы.
Чтение  стихотворения наизусть (1 – 2 чел.)
К сожалению, не все шестиклассники   владеют навыками выразительного чтения, а у некоторых из них  в силу психологических особенностей процесса взросления способность передать чувства, расставить логически ударения, выдержать паузы даже ослабевает.
 Следующее задание дается с целью выявления «недопонимания» и устранения его.
Задание – расставить в выданных экземплярах текста знаки препинания в первой строфе.                                                                                                           Слайд  5
Этот синтаксический  эксперимент наглядно продемонстрирует учащимся, как меняется смысл произведения от неверной постановки точки:  произойдет путаница в том,  один или два героя в стихотворении.
        После небольшой паузы, рассчитанной  на самостоятельное осмысление и выполнение задания сильными учащимися, в помощь «заплутавшимся» - вопросы-подсказки.                                                                                    Слайд 6
-Где точка?
-О ком идет речь в 1 строфе?
-Кто говорит о себе «Сижу»?
-Кто это «мой грустный товарищ?»
-Сколько персонажей в стихотворении?        
Пересказать сюжет.
-Почему сложно это сделать?                                                                    Слайд 7
●Событийной цепочки нет. Есть раздумья, мечты.
Стихотворение не имеет сюжета,  но в стихотворении есть лирический герой, стержневой образ, который носит характер символический, метафорический – ученики этого не улавливают.
-От чьего лица идет повествование?                                                        Слайд 8
●Это узник.          
●Это, возможно, и сам Пушкин.
-Выразитель жизненного опыта поэта, его чувств, ощущений, ожиданий называется ЛИРИЧЕСКИМ ГЕРОЕМ.
Запомнить  этот термин!
Немного о теории литературы. Побаиваюсь того, что необходимость  овладевать учениками  литературоведческими понятиями  может «засушить»  хрупкий  поэтический мир.  И поэтому  постараемся  аккуратнее  прикасаться к  словесному творению  научным инструментарием.   Процесс формирования теоретико-литературных понятий должен слагаться в целостную концепцию постепенно, с младшей ступени и во многом зависит от правильности , не назойливости и последовательности  включения  их в ход анализа.
          Логика  беседы подводит учеников к тому, чтобы они сумели  просто и  осмысленно высказать основную особенность лирики как рода литературы – эта  передача чувств, переживаний.
С помощью воображения дети должны войти в нарисованную художником слова жизнь, отозваться душой на переживания героев. Недостаток жизненного опыта подростков, недостаточная развитость эмоциональной сферы иногда сталкивает с такими проблемами недопонимания  (или упрощенного понимания) ими лирического текста.  Поэтому    приходится останавливать их внимание на, казалось бы,  само собой разумеющихся вещах в композиции стихотворения.
Озаглавить строфы стихотворения                                                              Слайд 9
        Схематически (словесными и графическими символами) изобразить  нахождение места героев в тексте.
 Это способ выстраивания связей внутри текстового пространства.
●Они за решеткой. Всё время. Так что узника два. И потом, в свободной стихии, они снова вместе. Но это мечта.
-Настроение этой строфы?                                                                      Слайд 10
                                                ●Грустное.
-Вчитаемся в первую строку. От каких слов исходит  грусть?            Слайд 11   
● Существительными РЕШЕТКА, ТЕМНИЦА.
        Учитель по ходу исследовательской работы учащихся  выделяет на слайде называемые слова.
-Их семантическая нагрузка?  (Смысловое значение?)
● Отсутствие  свободы. Лишение возможности
 видеть и передвигаться.
Стилистический  разбор ключевого слова.                                               Слайд 11
-Почему слову ТЮРЬМА из общеупотребимой лексики Пушкин предпочел слово ТЕМНИЦА? Какой экспрессивный оттенок придает оно тексту?
                                                                      ●Поэтичный. Песенный.
                                                                      ●Придаёт дополнительный смысл – «без света».
-По законам лирического рода каждое последующее слово в синонимической цепочке должно усиливать предыдущие.
Найти  слово во второй строке, кторое  становится в этом порядке ключевым, еще более эмоциональным: РЕШЁТКА – ТЕМНИЦА - …?                                     Слайд 11
●НЕВОЛЯ. Это уже не только внешняя,
но и внутренняя несвобода.
Подчеркнуть эпитеты первой строфы.                                                      Слайд 11
-Какую атмосферу они воссоздают?
● «в темнице сырой». «Грустный товарищ».
«Кровавая пища». «Орел молодой». Они нагнетают негатив,  передают состояние угрюмости, безрадостности состояния узников.
-А разве эпитет МОЛОДОЙ имеет негативный окрас?                        Слайд 11
●В этом контексте его роль – подчеркнуть насилие над природой. Молодости нужен простор.
Подчеркнуть  метафору в этой строфе. Дать  толкование созданного ею образа.
 Слайд 11
● «ВСКОРМЛЕННЫЙ В НЕВОЛЕ». Она   придает особо тяжелый «привкус» - никогда  не знавший  свободы герой.
Противоположное восприятие – оно навеяно дальнейшим повествованием:
● рожденный для воли орел всё же инстинктивно «знает» о свободе…
Считаю, что такие импровизы в работе с текстом, такие ученические толкования-находки, необходимо одобрять, поощрять. Тем более что они и  удивляют  учителя,  и запоминаются.
-Есть ли в этой строфе динамика, движение? Какой частью речи передается движение?                                                                                                                Слайд 11, 12
 Выделить  найденное другим цветом.
● Движение передается  глаголами. Здесь это: СИЖУ, КЛЮЕТ.
Динамики  нет. И хотя КЛЮЁТ – действие, но    обстоятельство ЗА ОКНОМ «замыкает» его.
Обратить  внимание на деталь.
- МАХАЯ КРЫЛОМ? Одним крылом. Почему?
● Орлу тесно. Второму крылу негде развернуться.
● На одном крыле не взлетишь.
Подобное толкование, но чуть-чуть дополняющее увиденную зарисовку:
●Возможно, орел ранен или покалечился
в темнице, при попытке дотянуться до пищи
или пробиться сквозь прутья.
Для подростков и такая  «вещественная» зарисовка – начало сотворчества с автором.
             Радует и такой поворот мысли моих читателей:
● как бы ни было тесно вольной птице, он   рвется, машет хотя бы одним крылом.
Составить  два кластера (2 ученика у доски. Остальные – на рабочей карточке). Время выполнения – 2-3 минуты: 1.Орел; 2.Пушкинский орел
Этот прием (составление и сопоставление кластеров), актуализирующий чувственный опыт, эмоциональную память ученика, сразу перекрещивающиеся с импульсами, посылаемыми  Пушкинским  образом.
Комментарий по кластерам, выполненным на доске.
           Фронтальная беседа – дополнение или исправление.
Следует  обратить внимание на ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ. В образе Пушкинского орла есть что-то от птицы, а что-то от человека. Назвать  примеченное.
-Если бы вы были художниками, какие бы цвета для иллюстрации 1 строфы предпочли?
●Темные. Серые. Черные. Красно-кровавое пятно.
Целенаправленный анализ 2-ой  строфы.
Энергетика  Пушкинских строк.
Осуществление связи  между текстом и возникающими  образами.
                                                                                      Слайд 13
            -Изменилось ли что-то в динамике  этой строфы?
Выписать глаголы, дать комментарий.
● КЛЮЁТ, БРОСАЕТ, СМОТРИТ, ЗАДУМАЛ,
ЗОВЁТ, ВЫМОЛВИТЬ ХОЧЕТ. Глаголов, то есть действий, стало значительно больше.
Но это действия не меняют положения узников. Меняется их настроение: усиливается их желание порвать с неволей.
Внимание более подготовленных учащихся можно остановить и на том, как изменяется динамика, нарастает побудительная энергия: от раздраженного состояния, внешне выраженного отказом от пищи – КЛЮЕТ И БРОСАЕТ- к  мощному побудительному призыву и « ВЗГЛЯДОМ, И КРИКОМ»: «ДАВАЙ УЛЕТИМ!».
        -С последней строки и далее до конца – внутренний монолог. Чей это призыв?
●По контексту – орла.
●Но сказано: «Со мною задумал одно». Так что
Это могут быть и слова  узника-человека.
●Здесь два единомышленника.
Мне нравится, если ученики доходят до такого толкования прочитанного, потому что первое слово третьей строфы (а оно по законам лирики – ключевое!) – МЫ.
Анализ 3-ей строфы.
 Глубже понять смысл поэтического текста
        Начнем анализ этой строфы с внимания к  синтаксическим средствам выразительности.                                                                                                     Слайд 13,14
        -О чем говорит соседство 3-х восклицательных знаков?
●О том, что здесь идет призыв, побуждение к действию пронизывает весь  заключительный текст.
Детальнее проследить  контрастную смену картин.
        -Настроение изменилось от грустно-безнадежного к оптимистичному. Последняя  строфа – полная АНТИТЕЗА (противопоставление) первой.
        Запомнить термин.
Найти доказательства этому.
●Словесные: НЕВОЛЯ – ВОЛЬНЫЕ
● Темные тона темницы – БЕЛЕЕТ, СИНЕЕТ.
●СИЖУ – ГУЛЯЕМ.
Обратить внимание на повтор: ПОРА, БРАТ, ПОРА! Дать объяснение такому приёму.
●Повтор словно меняет временное пространство: времени неволи приходит конец. Свобода зовет. Пора, пора  действовать!
-Повтор слов и словосочетаний называется АНАФОРОЙ.
Запомнить термин.
Найти анафору  и объясните её значение в тексте.
●Три последних строки начинаются словом ТУДА. Они опять противопоставляют неволю свободе, выталкивают  ОТСЮДА – ТУДА!
●Они не оставляют   времени сомнениям, манят
 и раскрывают в каждой строке, куда пора лететь.
●Они - подталкивающие слова.
-Попробуйте зрительно представить атмосферу того, где мыслями находятся узники.
●МОРЕ, ВЕТЕР, ГОРЫ. Неограниченное пространство. Много воздуха. Цвета  насыщенные, набирающие силу, проясняющиеся,
прорезающиеся  «за тучей». Недаром здесь
НЕ БЕЛЫЙ, А БЕЛЕЕТ, НЕ СИНИЙ, А СИНЕЕТ.
-Море, горы, ветер. С чем у вас ассоциируется этот ряд? 
●Со свободой!
●Это восхваление свободы.
●Это гордый призыв к свободе.
-Наш лирический герой становится БРАТОМ…
Договорить предложение.
●…вольного орла.
●… и ветра.
        -Почему глагол ГУЛЯЕМ стоит в настоящем времени? Кто гуляет? Ведь оба героя – узники?
●Внутренне герои  к 3-ей строфе ощущают себя  свободными.

Выводы
                                                                                Слайд 15
-Вспомните начало беседы. Мы думали, что это стихотворение о…
Договорить предложение.
●…несчастных узниках
-А теперь мы заключаем беседу словами о…
Договорить предложение.
●…свободе…
-Сколько раз в стихотворении употреблено слово СВОБОДА?
●Ни разу.
-Но жаждой её, внутренним чувствованием свободы, даже её  зрительным миражем дышит каждая строка.
От накопления и осознания образных впечатлений, от пробуждения конкретных представлений и чувств мы подошли к пониманию основной авторской мысли, пафосу стихотворения.
Вопрос самым  пытливым.
         -Почему в последней строке два раза – многоточие. Многоточие финальное…
Договорить предложение.
●Возможно, от избытка чувств, мечта
рисует еще много прелестей свободного бытия.
●А, может быть, решетка и стены темницы   обрывают  разыгравшееся воображение…
●Второе многоточие после местоимения Я – знак
осознанного вдруг одиночества.
●Может, дальше умолчание, не названные словами  мысли о том, что делать с этим порывом к свободе?
После такого подробного анализа ученики обязательно прочувствуют слияние лирических мотивов – единоборство невольнического и свободолюбивого начал  в «Узнике».
Такое сотворчество с поэтом – начало длительного пути к пониманию Пушкина.

              



Описание одного микроурока. Даны предложения: Летний солнечный день. На поляне тишина. Вот речка. Рядом речка. Задание: найти среди данных предложений предложение назывное, т. е. разграничить распространенные предложения и двусоставные полные предложения.
         Идет дискуссия, в ходе которой выявляется необходимость определить второстепенные члены, и тогда ученики осознают, что дополнение  и обстоятельство, принадлежащие составу сказуемого, могут быть только в двусоставном предложении. Если в предложении из второстепенных членов наличествуют только определения, перед нами назывное предложение. Алгоритм готов.
         Часто учащимся предлагаю игры «Поле чудес», «Звездный час», «Счастливый случай», «Великолепная семерка», «Умники и умницы», «Кто хочет стать отличником». Большой интерес к подобным урокам проявляют не только способные ученики, но и неуспевающие, потерявшие всякий интерес к учебе. Игры расшевелят их, вызывают интерес к предмету, желание учиться, вырабатывается в них уверенность в свои силы, стремление к новому. Можно использовать всю игру как метод обучения или же какие-то ее элементы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий