четверг, 26 марта 2020 г.

Особенности изучения лирических произведений школе
   План выражения в лирике проявляется в «образе – переживании, выражении чувств и мыслей автора в связи с различными жизненными переживаниями». Принципиальное отличие выразительных средств от изобразительных заключается в том, что первые служат не смысловым сообщениям, а пробуждению эмоций, настроений, возникновению чувственных ассоциаций.
Рассмотрим в свете этих положений стихотворение И.Бунина «Розы».
Блистая, облака лепились
В лазури пламенного дня.
Две розы под окном раскрылись —
Две чаши, полные огня.
        
В окно, в прохладный сумрак дома,
Глядел зеленый знойный сад,
И сена душная истома
Струила сладкий аромат.
Порою, звучный и тяжелый,
Высоко в небе грохотал
Громовый гул… Но пели пчелы,
Звенели мухи — день сиял.
Порою шумно пробегали
Потоки ливней голубых…
Но солнце и лазурь мигали
В зеркально-зыбком блеске их —
И день сиял, и млели розы,
Головки томные клоня,
И улыбалися сквозь слезы
Очами, полными огня.
Вот один из вариантов эстетического прочтения стихотворения И.А. Бунина «Розы».
  1. Выразительное чтение, передающее интонации текста, его многогранность.
  2. Ребята, вы послушали стихотворение Ивана Алексеевича Бунина, которое вызвало у вас, наверное, чувства, какие-то переживания. А теперь прочтите внимательно это произведение сами и скажите, какие слова или предложения наиболее точно передадут ваши чувства?
Это задание носит личностно-ориентированный характер: оно позволяет выявить уровень эстетического воспитания обучаемого и его индивидуальность. В этом моменте раскрывается каждый ребёнок в его способностях воспринимать образную систему стихотворения. Предположительно одни дети заметят «две розы», другие, - как «солнце и лазурь мигали», третьи – «день сиял». В такой ситуации учитель должен методично верно найти путь, который ему позволит ему открыть красоту и полноту жизни, выраженную автором. Дважды повторённый образ – день сиял – является центральным, потому что концентрирует и общую тональность и позволяет увидеть каждого ученика в момент воображения.
  1. С какого слова начинается сиянье дня? (с первого – «блистал»)
  2. Проследите все проявления этого сиянья на протяжении всего стихотворения. Дети, вероятно, более склонны раньше заметить цветовое сиянье. Это первая и очень важная ступень в восприятии текста как искусства слова, поэтому целесообразны такие вопросы, как:
  3. Какие цвета сияют перед вашим взором? Какими именами прилагательными вы бы определили это сиянье? Какое настроение вызывает у вас это чудо цвета?
Углубление и обогащение восприятия детей произойдёт тогда, когда учитель заострит внимание детей на 3 строфе. Здесь необходимо выразительное чтение учащихся.
  1. Что вы услышали в этой части? Как сочетание согласных звуков передаёт звук грома?
  2. А почему автор поставил союз – но -?
  3. Что он обозначает в нашей речи?
  4. Прочтите, что следует за этим союзом?
  5. Какую музыку вы услышали?
  6. Уместно ли автором сказано: «Пели пчёлы, звенели мухи»? (музыка природы).
 А почему за этими звуками снова повторяется – день сиял -?
     Это не лёгкий вопрос для детей, и учитель в своём комментарии может раскрыть художественную многогранность образа – день сиял. Именно в этом образе и выразилась вся красота, полнота и радость жизни природы, переживаемые автором, который свои открытия подарил читателю в словесных образах.
  1. Почему «облака лепились, сад глядел, пели пчёлы, пробегали потоки, солнце и лазурь мигали, а розы головки… клоняулыбались сквозь слёзы…»? какое впечатление создают эти образы? (Природа, как живая, такой приём называется олицетворением. Интересно бы это слово разобрать по составу).
Вывод. Автор с помощью олицетворения создаёт живые звуки и зрительные, прекрасные картины, которые вызывают счастливые переживания.
  1. Какой самый выразительный образ, на ваш взгляд, в этом стихотворении? (Розы)
  2. Как вы думаете, почему розы нередко становятся предметом поэзии у многих авторов? ( Надо подчеркнуть мысль о совершенстве формы розы, её абсолютной красоте, идеале красоты).
В суждениях детей здесь запрограммировано понимание темы бунинского стихотворения. ( Хорошо бы принести в класс две розы?..).
  1. Какое новое чувство вы пережили, читая это стихотворение? Какое самое сильное впечатление вы получили, читая стихотворение И.А.Бунина?

Комментариев нет:

Отправить комментарий