Урок литературы в 6 классе по теме
ТЕМА: «Михаил Юрьевич Лермонтов. Тема
одиночества в стихотворении «Тучи»»
Цели: вызвать у учащихся интерес к творчеству
М.Ю. Лермонтова, к поэзии, формировать умение понимать, анализировать,
интерпретировать поэтический текст, развивать способность к ассоциативному
мышлению, воспитывать эстетический вкус.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, учебник.
Учебник: Полухина В.П.,
Коровин В. Я., Журавлев В.П.,Коровин В.И. Литература. 6 класс.
Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В
2-х ч.-М.:Просвещение, 2013.
Ход урока
1.
Орг. момент
2.
Слово учителя о
Лермонтове М. Ю. (во время рассказа учителя демонстрируются слайды 1-19).Михаил
Юрьевич Лермонтов родился 3 октября 1814г. в Москве в семье капитана в отставке
Юрия Петровича Лермонтова (1787-1831) и Марии Михайловны. Детство
Лермонтова было омрачено ранней смертью матери, ссорой отца с бабушкой и разлукой
с отцом. Детские годы поэт провёл в имении бабушки Е.А.Арсеньевой в с. Тарханы(Пензенская
губерния). Бабушка очень сильно любила своего внука, всю жизнь посвятила заботе
о нём, дала ему хорошее образование. С детства он свободно владеет языками. В 1827 г. Лермонтов переезжает с
бабушкой в Москву. В 1830г. Лермонтов поступает в Московский
университет. К этому времени относится начало литературной деятельности: он
пишет лирические стихи. В 1832 г. Лермонтов вынужден покинуть
университет. Он переезжает в Петербург, где поступает в Школу гвардейских
подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. В 1835 г. первые стихи
появились Лермонтова в печати. До тех пор Лермонтов известен как поэт лишь в
офицерских и светских кругах. Кумиром Лермонтова был Пушкин А. С., да и жизнь
Лермонтова М. Ю. такая же трагическая. Переломным становится 1837г. Лермонтов
узнает о гибели А.С.Пушкина и пишет стихотворение "Смерть поэта".
Стихотворение воспринимается как "воззвание к революции"; начинается
дело, и уже через несколько дней (25 февраля), по Высочайшему повелению,
Лермонтова переводят на Кавказ. Во время ссылки и позднее особенно раскрылось
художественное дарование Лермонтова, с детства увлекавшегося живописью. Очень
много работ посвящено Кавказу, Пятигорску, посмотрите на репродукцию
картин Лермонтова. В детстве он чувствует себя одиноким из-за смерти матери и
разлуки с отцом, чувствует себя одиноким и во взрослой жизни, его не понимают,
считают опальным поэтом, он не любил лукавить, говорил правду, резко,метко, за
что и поплатился. 15 июля 1841 г. состоялась дуэль между
Лермонтовым и Мартыновым, закончившаяся трагической гибелью поэта. 17 июля
Лермонтова похоронили на городском кладбище "при стечении всего
Пятигорска" .В 1899 г. в Пятигорске открыт памятник Лермонтову,
воздвигнутый по всероссийской подписке. В 1842г. прах Лермонтова
был перевезен в Тарханы и похоронен в семейном склепе Арсеньевых.
- Введение в тему урока.
- Работа с эпиграфом (слайд 20)
Д.С.Мережковский сказал: «Пушкин –
дневное, Лермонтов-ночное светило русской поэзии. Вся она между ними
колеблется, как между двумя полюсами – созерцанием и действием». Как вы понимаете эти слова? Почему Мережковский
сравнивает двух писателей? (ответы детей)
Лермонтов — один из величайших мастеров
русского художественного слова. Преемник Пушкина и продолжатель его работы в
стихах и прозе (слайд 22). 28 января 1837 года по Петербургу разнесся слух о
том, что Пушкин стрелялся с Дантесом и ране смертельно. На другой день Пушкина
не стало. И в эти дни распространилось по всей столице стихотворение без
подписи «Смерть поэта». Кто был автором этих строк? (М. Лермонтов)
- Чтение стихотворения
подготовленным учеником.
- Слово учителя.
Это
стихотворение написал М. Ю. Лермонтов, преемник А. С. Пушкина, поэт с такой же
трагической судьбой, поэт, гонимый «надменными потомками», стоящий у трона
всесильного монарха, принимающего несправедливые решения, наказывая своих
подданных, не имеющих права его ослушаться. За это стихотворение поэта
был вынужден расстаться с «милым севером», с теми краями России, где он провёл
юность, которые были для него родиной. Он покидал не столицу Российской
империи, а город, где ещё недавно жил Пушкин, самый великий для Лермонтова
человек, где были друзья и литературные единомышленники. И в последний свой
петербургский вечер поэт оказался среди друзей, в доме на Фонтанке, из которого
были видны и Нева, и Летний сад, и весеннее апрельское небо над ним.
Вот как вспоминает об этом
один из современников Лермонтова, писатель В. А. Сологуб: «Друзья и приятели
собрались в квартире Карамзиных проститься с юным другом своим, и тут,
растроганный внимание к себе и непритворной любовью избранного кружка, поэт, стоя
в окне и глядя на тучи, которые ползли над Летним садом и Невою, написал
стихотворение! « …Софья Карамзина и несколько человек гостей окружили поэта и
просили прочесть только что написанные строки. Он оглянул всех грустным
взглядом выразительных глаз своих и прочёл его».
Мы познакомились с
историей написания этого стихотворения и вы уже поняли, что тема урока, связана
именно с ним.
Сформулируйте тему урока
и запишите. (Тема одиночество в стихотворении «Тучи»)
4.Анализ стихотворения.
Чтение учителем
стихотворения «Тучи»
Беседа по вопросам:
Учитель: Как вы понимаете слова «степью лазурною»? В прямом или
переносном значении употреблено слово? Посмотрим в словарь: лазурь – светло-синий цвет, синева
Значит, «степь лазурная»
- простор неба.
Учитель: В прямом или переносном значении употреблено это выражение?
Ученик: (в переносном, так как между обозначаемыми понятиями есть
сходство, в данном случае – бескрайность простора неба и степи).
Учитель: Как называются такие выражения? Запишите определение в тетрадь.
Метафора – троп, слово
или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит
неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего
признака.
Учитель: Есть ли ещё примеры метафоры?
Ученик: ( «…цепью жемчужною» - представляются небольшие светлые,
матово светящиеся изнутри облака, тучки, вереницей, напоминающей нитку жемчуга,
плывущие по лазурному небу)
Учитель: Прочтите первую строфу, какая картина перед вами предстаёт?
Ученик: (почти идеальная) (работают с текстом учебника)
Учитель: А что нарушает эту идиллию? Какое слово?
Ученик: (изгнанники)
Учитель: С чем сопоставляется судьба поэта? С чьей судьбой?
Ученик: (с судьбой тучек)
Учитель: А каких туч? Прочтите эпитет
Учитель: (вечных странников)
Учитель: Этот эпитет говорит не о случайности, а о судьбе скитальцев.
Ещё раз вернёмся к
тексту, прочтите вторую строфу.
Ученик: (работают с текстом в учебнике)
Учитель: В чём особенность второй строфы? Какие предложения преобладают? К кому обращается поэт?
Ученик: (Она состоит из вопросительных предложений. Поэт
обращается к тучам, а на самом деле к себе)
Учитель: Как называются такие вопросы?
Ученик: (риторические, то есть, не требующие ответа).
Учитель: Для чего нужны риторические вопросы?
Ученик: (для заострения темы, для привлечения внимания)
Учитель: Какой образ второй строфы привлекает внимание? Какие слова
выделяются?
Ученик: («друзей клевета ядовитая..»)
Поразмышляйте над этими
строчками, какие выводы можете сделать?
Учитель: А теперь обратимся к третьей строфе.
Учитель: Как разрешается стихотворение? Обратите внимание на строки «Нет,
вам наскучили нивы бесплодные..»
Ученик: (это прямое отрицание), «чужды вам страсти и чужды
страдания».
Учитель: О чём нам хочет сказать автор? Судьба поэта и судьба тучек
одинакова?
Учитель: Изменилось ли отношение автора к тучам в конце стихотворения?
Вспомните первое
сравнение «будто, как я же, изгнанники». И второе сравнение третьей
строфы « Нет, вам наскучили нивы бесплодные…».
Ученик: ( Прямое отрицание, тучи
никто не гонит, они свободны от всего, в том числе и от людских страданий,
страстей. Они – «вечно холодные».
Итоги урока: В целом здесь противопоставляются два мировосприятия, два
отношения к жизни. Та свобода, которая освобождает человека от всяких
привязанностей, от теплоты дружбы ни от участия в судьбе других, не нужна
поэту. Он страдает, он гоним, он не свободен, но у него есть высшая ценность на
земле- чувство родины. И как бы ни была сильна его тоска теперь, он не
променяет судьбу изгнанника на свою печаль на холодное равнодушие тех, для кого
нет изгнания потому, что нет родины.
- Рефлексия.
- Домашнее задание:
выучить стихотворение наизусть, составить синквейн по теме урока(слайд
29).
Комментариев нет:
Отправить комментарий