Методика изучения
эпических произведений в школе.
Теоретические вопросы:
1. Вспомните этапы изучения литературного
произведения в школе?
2. Какова методика организации первоначального
восприятия в средних и старших классах?
3. Назовите основные приемы анализа эпических
произведений.
4. Каковы
особенности этапа обобщения
при изучении эпических произведений? Виды обобщений в
средних и старших классах
5.Цели и принципы анализа литературного произведения.
6.Понятие пути анализа. Пути анализа эпического
произведения.
7.Понятие приема анализа Приемы выявления авторской
позиции в процессе анализа литературного произведения в школе. Приемы
активизации сотворчества читателя.
8.С какими трудностями сталкивается учитель при
изучении большого эпического произведения в рамках историко-литературного
курса? Приведите примеры.
9.Проанализируйте образцы планирования по изучению
большого эпического произведения (работы рекомендуются преподавателем в
соответствии с избранной монографической темой). Какой путь анализа избрал
каждый из авторов?
10.Спланируйте систему уроков по изучению …
(программное произведение по выбору группы и преподавателя). Дайте методическое
обоснование эффективности предложенного вами варианта планирования.
11.Написать
план-конспект первого урока и подготовить его к проведению.
План:
1. Общие задачи работы
над эпическим произведением.
2. Анализ сюжетно-композиционной
основы произведения. Работа над эпизодом.
3. Работа над образом
героя.
4. Осмысление авторской
позиции.
Эпические
произведения составляют значительную часть школьной программы. Эпос представлен
в школе разнообразными жанрами: басня, рассказ, роман, эпопея. Но жанровые
различия не должны снимать при изучении того общего, что составляет существо
эпического рода литературы, - его повествовательности и способности охватить
жизнь в ее объективной полноте. Эта особенность эпических произведений сказывается
на целях, путях и способах работы над ними в школе. При изучении их внимание
неизбежно будет концентрироваться на тех компонентах художественного текста,
которые существенны для эпического рода. В школьных условиях ими обычно
оказываются:
1. Тема, проблематика, сюжет. Рассматривая их, ученики осмысливают произведение как
эстетическую реальность, как преображенную действительность.
2. Образы героев
(знакомясь с ними, учащиеся постигают разнообразие человеческих характеров и
типов).
3. Автор как творец,
как создатель особого художественного мира данного произведения.
На разных этапах
обучения в поле зрения учащихся будут находиться не все компоненты, да и вообще
полнота анализа больших эпических произведений в школе недостижима. Поэтому
важно в каждом случае искать основные линии, доминанты анализа, через которые
бы ученик шел к пониманию идейно-художественного смысла произведения на
доступном для его возраста уровне. Чтобы помочь школьникам проникать вглубь
произведения, надо научить их перечитывать его.
При изучении эпических произведений мы чаще всего
используем следующие виды
деятельности в зависимости
от возраста учащихся и этапа литературного образования.
5–6
кл.:
– чтение учащимися
вслух (правильное, беглое, выразительное) – не более 10–15 минут урока;
– пересказы
различных видов;
– беседы
на первоначальное восприятие,
аналитические, обобщающие;
– составление
простых сюжетных планов;
– различные виды
характеристик литературных героев;
– творческие
задания (устные словесные рисования, домысливание сюжета, составление
кадроплана, иллюстрирование и т.п.).
7–8
кл.:
– пересказы с
элементами анализа;
– составление
сложных планов;
– различные виды
бесед;
– развернутые
аргументированные ответы на вопросы;
– различные виды
характеристик литературных героев;
– отзывы на
прочитанные книги.
9–11
кл. (добавляются
к предшествующим – в 7–8 кл.):
– рассказ о
писателе;
– самостоятельный
анализ эпизодов, сцен, характеров;
– виды
работ на основе
самостоятельной исследовательской
деятельности
(сообщения, рефераты, доклады);
– участие в
обсуждении на семинарах.
Методика изучения
эпических произведений в школе.
Теоретические вопросы:
1. Вспомните этапы изучения литературного
произведения в школе?
2. Какова методика организации первоначального
восприятия в средних и старших классах?
3. Назовите основные приемы анализа эпических
произведений.
4. Каковы
особенности этапа обобщения
при изучении эпических произведений? Виды обобщений в
средних и старших классах
5.Цели и принципы анализа литературного произведения.
6.Понятие пути анализа. Пути анализа эпического
произведения.
7.Понятие приема анализа Приемы выявления авторской
позиции в процессе анализа литературного произведения в школе. Приемы
активизации сотворчества читателя.
8.С какими трудностями сталкивается учитель при
изучении большого эпического произведения в рамках историко-литературного
курса? Приведите примеры.
9.Проанализируйте образцы планирования по изучению
большого эпического произведения (работы рекомендуются преподавателем в
соответствии с избранной монографической темой). Какой путь анализа избрал
каждый из авторов?
10.Спланируйте систему уроков по изучению …
(программное произведение по выбору группы и преподавателя). Дайте методическое
обоснование эффективности предложенного вами варианта планирования.
11.Написать план-конспект первого урока и подготовить его к проведению
Комментариев нет:
Отправить комментарий